По мнению Джона Маннерс-Белла (John Manners-Bell), генерального директора компании Transport Intelligence, 3D-печать и робототехника изменят цепочки поставок — особенно товаров, требующих быстрой реализации, и товаров с высокой добавленной стоимостью, а низкозатратные 3D-печатные товары окажут значительное влияние на линии морских перевозок.
«На мой взгляд, будущее — это конец глобализации и возвращение регионального производства. Но это будет иметь серьёзные последствия для морских перевозок и грузовых авиаперевозок», — говорит Маннерс-Белл.
(Мнение эксперта основано на предположении, что 3D-печать существенно упростит процесс производства ряда товаров, вследствие чего их удобнее и дешевле будет изготавливать на месте, а не заказывать на удалённых специализированных предприятиях. Это неминуемо приведёт к снижению объёмов грузоперевозок. — Прим. XX2 ВЕК).
Поскольку 3D-печать становится новой и быстрой моделью дистрибуции, аэрокосмический и автомобильный секторы ожидают значительные изменения. General Electric, например, сделала крупные инвестиции в 3D-печать, чтобы иметь возможность массово производить компоненты реактивных двигателей.
По мнению Маннерс-Белла, распространение 3D-печати также может повлиять на сектор автомобильной логистики, поставив под угрозу некоторых представителей этой отрасли.
Марк Миллар (Mark Millar), эксперт в области логистики и автор книги Global Supply Chain Ecosystems («Глобальные экосистемы цепочек поставок»), добавляет: «Технология разрушит цепочки поставок высокой стоимости. Я рад, что больше не работаю в 3PL».
Некоторые представители логистической отрасли уже инвестируют в 3D-печать. Порт Роттердам обзавёлся собственной «полевой лабораторией» 3D-печати (FieldLab), в которой компании могут совместно работать над производственными проектами для морского судоходства — например, над проектом быстрого ремонта судов после заказа конкретного компонента. Первый 3D-принтер в порту будет введён в эксплуатацию во второй половине этого года.
«В одном азиатском порту ожидают, что их объёмы перевалки грузов снизятся примерно на 20% в течение пяти лет, — говорит Маннерс-Белл. — Они относятся к этому серьёзно. Некоторые другие порты также инвестируют в технологии 3D-печати. Если они потеряют трафик по перевалке, им придётся превратить порты в производственные центры».