Широко известен факт, что за выполнение одинаковой работы женщины, в среднем, получают меньше денег, чем мужчины. В США, к примеру, соотношение зарплат женщин и мужчин при выполнении одинаковой работы составляет 79:100. Но, может быть, гендерные различия отсутствуют в сфере цифровой экономики, в интернете? Нет. Недавнее исследование, в котором было проанализировано более 1 миллиона аукционов на электронной торговой площадке eBay показало, что при продаже одинаковых товаров женщины получают меньше денег, чем мужчины.
Данные для исследования вопроса о неравенстве полов в сфере онлайн-торговли получить нелегко, однако компания eBay два года назад открыла двери для исследователей. Одними из первых были Тамар Кричели-Кац (Tamar Kricheli-Katz) — социолог из Тель-Авивского университета (ивр. אוניברסיטת תל אביב) и Тали Регев (Tali Regev) — экономист из Междисциплинарного центра в Герцлии (ивр. המרכז הבינתחומי הרצליה). Они хотели изучить вопрос о том, насколько воспринимаемая ценность товара зависит от пола продавца. И eBay представляет собой идеальный естественный эксперимент — миллионы одинаковых товаров продаются мужчинами и женщинами на аукционах, где покупатели определяют конечную цену.
Для начала исследователи решили выяснить, насколько пол продавца очевиден для покупателя. Продавец, когда заполняет регистрационные данные, указывает свой пол, который учёным был известен. Они опросили 400 людей, которые должны были определить пол 100 различных продавцов. Используя только знание имени продавца и списка предметов, которые он выставил на продажу, участники опроса правильно определили пол 56 % продавцов, пол 35% был отмечен как «неопределённый». Ошибочно было определён пол 9% продавцов. Таким образом выяснилось, что если покупатель уделяет этому внимание, он, в принципе, может определить пол продавца. Насколько это влияло на цены?
Кричели-Кац и Регев сосредоточились на 420 популярных товарах, продававшихся на eBay в 2009—2012 годах, всего было исследовано около 1,1 миллиона сделок. К примеру, в это время на продажу были выставлены тысячи плееров iPod, как б/у, так и новых в оригинальной упаковке.
Исследователи обнаружили, что на аукционах продавцов-женщин совершалось меньше ставок и аукцион закрывался с меньшей итоговой ценой. Разница при продаже использованных товаров была маленькой, около 3%. Однако за новые товары женщины-продавцы получали на 20% денег меньше, чем продавцы-мужчины, то есть на каждый доллар, полученный мужчиной, женщина получала 80 центов. На эту разницу не оказывал влияния ни рейтинг продавцов, ни различные аукционные возможности, такие как начальная цена и функция «куплю сейчас». Самым поразительным примером были подарочные карты — ваучеры на определённую сумму, которую можно потратить в определённом магазине. Даже в их случае присутствовал разрыв между продавцами мужчинами и продавцами-женщинами, притом что ценность подарочной карты одинакова, у какого продавца её ни покупай.
Одной из возможных причин меньшего разрыва для товаров, бывших в употреблении, может быть то, что потенциальные покупатели, осознанно или нет, считают женские описания более честными и аккуратными по сравнению с мужскими. Но чем можно объяснить значительный разрыв в ценах покупки новых товаров?
Кричели-Кац и Регев высказали предположение, что разница может проистекать из разных способов описания товаров. Может быть, мужчины описывают свои товары в более лестных выражениях? Исследователи провели анализ заголовков и подзаголовков товарных лотов, подсчитав количество слов, которые имеют положительную или отрицательную эмоциональную окраску. Говорит Кричели-Кац: «Анализ тональности высказываний показал различие в том, как мужчины и женщины описывают свой товар. Но разница оказалась относительно небольшой и не может объяснить разницу в ценах товаров. С поправкой на тональность описания разница между продавцами-мужчинами и продавцами-женщинами всё ещё осталась и составляет 3 процента для товаров, бывших в употреблении, и 19% для новых товаров».
По словам Бенджамина Мако Хилла (Benjamin Mako Hill), учёного из Университета Вашингтона, факт, что пол ведёт к такому значительному разрыву в ситуации, где он, по идее, не должен много значить, поражает. И одним из выходов из этой ситуации может быть менее явное указание половой принадлежности.