Виртуальная экскурсия в жерло вулкана

Вулкан Масая в Никарагуа.

Вам когда-нибудь хотелось заглянуть внутрь вулкана? Теперь у вас есть такая возможность. Команда учёных и авантюристов спустилась в жерло вулкана Масая в Никарагуа, сняла экспедицию на видео и запустила интерактивный сайт. В ходе виртуального тура можно повторить пройденный исследователями путь и полюбоваться на бушующий океан лавы — но всё это лишь побочный продукт экспедиции. Главная цель проекта — создать цифровую модель вулкана для предсказания извержений.

Сэм Коссман (Sam Cossman) работал в технологическом стартапе и любил путешествовать. Несколько лет назад ему представилась возможность отправиться в экспедицию к вулкану Амбрим, и Сэм решился спуститься в жерло, прихватив камеру GoPro. Прилив новых ощущений был настолько сильным, что Коссман бросил работу и пустился в новое путешествие к огненной горе. С тех пор он предпринимает всё новые и новые вылазки в опасные и неисследованные места. В прошлом году ему написал владелец небольшого мотеля в Никарагуа — заведение располагалось недалеко от действующего вулкана Масая. «Он прислал мне ссылку на ролик, и мне просто крышу снесло от того, что я увидел», — рассказывал Коссман впоследствии. Путешественник наблюдал за тем, как в кратере плещется лавовое озеро. «Это был однонаправленный поток лавы, переливающейся через край, — вспоминал Сэм. — Можно было представить размер магматического очага внизу. Жизни людей, которые жили рядом с разломом, могли оказаться под угрозой».

Коссман связался с местными властями и добился разрешения на экспедицию. Правительство не меньше Сэма интересовалось тем, что происходит внутри Масая: вулкан неожиданно «оживился», чем напугал и обеспокоил граждан. Сэм собрал команду вулканологов, физиков, аналитиков и операторов — вместе они должны были собрать как можно больше данных и на их основе построить цифровую модель. Эта реконструкция позволила бы учёным анализировать активность вулкана и, в конце концов, предсказывать извержения.

Сэм Коссман на краю кратера вулкана Масая.

Чтобы не повредить стенки кратера, исследователи спустились в жерло Масаи на канатах, предварительно отправив на разведку дроны. В 10 участках на разной глубине они установили 80 портативных датчиков. Сенсоры продержались в экстремальных условиях около месяца, и всё это время транслировали данные в облако.

Но обывателям интереснее другая составляющая проекта — интерактивный сайт Digital Volcano. Здесь исследователи рассказали о своём путешествии с помощью красочных фотографий и видео — виртуальная экскурсия шаг за шагом погружает зрителя на глубину 365 метров. Этим цифровым «перфомансом» Коссман сотоварищи надеются вдохновить учёных заняться аналитикой больших данных и построением моделей других вулканов. Они подчёркивают, что экспедиция — только начало, всего лишь демонстрация идеи в действии: «Вулканы — это ещё не конец. По мере того, как мы собираем всё больше данных о планете и выкладываем их в широкий доступ, мы сможем использовать предсказательную аналитику для решения других задач, включая разработку новых систем раннего предупреждения».