Озоновая дыра над Антарктикой затягивается

Озоновый слой над Антарктикой в октябре  2015 года. Фото: <a href="http://www.nasa.gov/feature/goddard/annual-antarctic-ozone-hole-larger-and-formed-later-in-2015">NASA</a>.
Озоновый слой над Антарктикой в октябре 2015 года. Фото: NASA.

Озоновая дыра над Антарктикой постепенно зарастает — к такому выводу пришли учёные Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) и Лидского университета (University of Leeds). Проанализировав данные спутников и метеозондов, они обнаружили, что в 2000—2015 годах её площадь уменьшилась на 4 миллиона квадратных километров.

Озоновой дырой называют не брешь в атмосфере, а локальное падение концентрации озона в озоновом слое ниже 220 единиц Добсона. Впервые об этом явлении заговорили в 1985 году, когда учёные Антарктического управления Великобритании, работавшие на Южном полюсе, заметили, что во время антарктической весны концентрация озона падает ниже нормы. Уровень озона снижается ежегодно: дыра возникает в конце августа — начале сентября и достигает наибольшей площади в октябре.

Одна из причин появления озоновых дыр — антропогенные выбросы в атмосферу хлорфторуглеродов (ХФУ). При низких температурах над Антарктикой образуются полярные стратосферные облака (ПСО). Когда заканчивается полярная ночь и наступает весна, они становятся катализаторами реакций, в ходе которых соединения хлора под воздействием солнечного света разрушают озон. В 1989 году вступил в силу Монреальский протокол, который предусматривал снятие с производства хлорфторуглеродов и других веществ, разрушающих озоновый слой. Замена ХФУ, которые широко применяли в быту, на безопасные соединения прошла успешно и сейчас учёные считают, что к середине века озоновая дыра полностью исчезнет.

Новые результаты показывают, что этот процесс уже начался. «Теперь мы можем быть уверены, что то, что мы сделали, помогло планете встать на путь исцеления», — говорит ведущий автор научной работы Сьюзан Соломон (Susan Solomon). В ходе предыдущих исследований учёные измеряли уровень озона в октябре, когда дыра достигала наибольшей площади. Соломон и её коллеги обратили внимание на сентябрь, когда в Антарктике господствуют низкие зимние температуры, а озоновая дыра только начинает формироваться.

Так менялся озоновый слой в сентябре с 1979 по 2014 год.

Учёные получили данные спутников и метеозондов об общем содержании озона в атмосфере за 2000—2015 годы и отследили изменения метеорологических условий. Кроме того, они учли содержание выброшенного вулканами оксида серы, поскольку он также способствует истощению озонового слоя. Исследователи сравнили полученную информацию с данными компьютерных моделей, которые предсказывают концентрацию озона по содержанию хлора. Они рассчитали, что по сравнению с 2000 годом озоновая дыра уменьшилась на 4 миллиона квадратных километров, и эти показатели совпали с прогнозами моделей.

Исследователи так же смогли объяснить, почему в прошлом году дыра в озоновом слое достигла рекордного размера несмотря на то, что содержание хлора в атмосфере продолжало падать. Они связали этот «провал» в концентрации озона с извержением вулкана Кальбуко в Чили. Вулканы не выбрасывают в стратосферу хлор, но извергают множество мелких частиц и таким образом увеличивают количество полярных стратосферных облаков.

Поскольку выбросы ХФУ удалось снизить, учёные считают, что озоновой дыре ничто не помешает полностью зарасти к середине столетия, и настроены оптимистично. «Наука указала путь, дипломаты, страны и промышленность смогли избавиться от этих молекул, а теперь мы видим, что планете становится лучше. Это прекрасно», — заключает Соломон.

Хлорфторуглероды — органические соединения, состоящие из атомов хлора (Cl), фтора (F) и углерода. Толчком к использованию хлорфторуглеродов в  промышленности послужило предложение американского химика и инженера Томаса Миджли (Thomas Midgley) по применению ХФУ в холодильниках вместо аммиака и сернистого газа.

Монреальский протокол — международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. Предусматривал замораживание производства пяти наиболее применяемых ХФУ и хладонов на уровне 1986 года, касался ограничений на экспорт и импорт озоноразрушающих веществ. Впоследствии перечень контролируемых веществ был расширен, к протоколу принято 8 поправок. По данным 2015 года протокол подписали 197 стран.