Самые маленькие в мире скульптуры, отпечатанные на 3D-принтере

Интересный проект на стыке искусства и науки задумал и реализовал Джонти Гурвитц (Jonty Hurwitz). Он создал одни из самых маленьких в мире скульптур, использовав технологию мультифотонной литографии. Самая большая из скульптур имеет размеры примерно с толщину человеческого волоса.

Уроженец ЮАР и житель Великобритании, миллионер Джонти Гурвитц — программист и предприниматель. Будучи сооснователем и совладельцем Wonga.com — компании, занимающейся краткосрочным кредитованием, с ноября 2013 года он отошёл от дел и получил возможность заняться творческими проектами. Чтобы реализовать свой замысел, Гурвитц собрал команду примерно из 15 человек. Работа началась со сканирования моделей с помощью огромного количества фотоаппаратов, затем были созданы трёхмерные модели, по которым в Технологическом институте Карлсруэ были напечатаны миниатюрные скульптуры. Наконец, результат работы был визуализирован с помощью электронного микроскопа.

Установка для трёхмерного сканирования.

Для печати использовалась та же технология, что и при установке на зубы световых пломб: светочувствительный полимер твердеет при облучении ультрафиолетовым светом, так можно создать объект сложной формы. Но применить методику напрямую нельзя — ультрафиолет воздействует сразу на весь объём полимера.

Скульптур «Доверие» (Trust) в игольном ушке.

Вместо ультрафиолетового использовалось излучение с большей длиной волны, которое фокусировалось на определённой точке полимера. Затвердевание происходит в том случае, если поглощается сразу два низкоэнергетичных фотона. Таким образом создаётся элементарный «кирпичик» скульптуры — объёмный пиксел, или воксел. После этого скульптура перемещается, и очередной пиксел создаётся в новом месте. Так, слой за слоем, пиксел за пикселом, в течение многих часов печатается трёхмерная скульптура.

«Доверие» на человеческом волосе.

Одно из произведений Гурвитца — скульптура «Доверие» (Trust). Её размеры — 80 × 100 × 20 микрон, это самое миниатюрное изображение человеческой фигуры на момент создания.

Съёмка модели для скульптуры «Доверие».
Йифат Давидоф (Yifat Davidoff), позировавшая для скульптуры «Доверие».

Диаметр человеческого волоса составляет около 100 микрон. Скульптура теряется по сравнению с размерами игольного ушка. Моделью для скульптуры стала Йифат Давидоф из Университета имени Бар-Илана, Рамат-Ган, Израиль.

Скульптура Антонио Кановы «Амур и Психея».

Ещё одним образом, вдохновившим Гурвитца на создание миниатюры, стала скульптура «Амур и Психея» (другое название — «Психея, разбуженная поцелуем Амура»). Она создана на рубеже XVIII—XIX веков венецианским скульптором Антонио Кановой в двух экземплярах. Первый был закончен в 1793 году и сейчас хранится в Лувре, второй датируется 1803 годом и находится в Эрмитаже.

Всего было смоделировано и напечатано семь скульптур, из которых «Доверие» — самая миниатюрная, а «Амур и Психея» — самая крупная. Размеры последней составляют примерно 100 × 90 × 100 микрон. Для сравнения, высота оригинальных скульптур Кановы — 155 см.

Скульптура «Амур и Психея» на голове муравья.
«Амур и Психея» крупным планом

В интервью сайту 3dprint.com Джонти Гурвитц рассказал, что в итоге случилось со скульптурами. Получив посылку, он не нашёл их: внутри многослойной упаковки было только небольшое зеркало, и никаких признаков миниатюр. Однако расположив зеркало против света, он смог разглядеть семь пылинок, в которых искусственное происхождение выдавало лишь их расположение строго по прямой.

Раздобыв электронный микроскоп, Гурвитц смог разглядеть свои произведения, хотя для их поиска потребовалось 45 минут. Но из-за случайного касания зеркала скульптуры были утеряны, и от них остались лишь фотографии и трёхмерные модели.

Максим Рославлев :