Осязание и вкус у осьминога — всё дело в щупальцах

Осьминоги издавна интересовали человека, и не только как предмет гастрономии. В условиях скудных знаний об окружающем мире они когда-то вдохновляли богатое воображение авторов историй об ужасных морских чудищах, пример — легенды о Кракене. Сейчас люди получают информацию об осьминогах, исследуя их методами современной науки. И действительность заметно сложнее и интереснее вымысла.

Осьминоги удивительны: необычный внешний вид, щупальца, покрытые присосками, способность с помощью щупалец не только осязать, но и чувствовать вкус предметов — так не похоже на всё, к чему мы привыкли.

Не первое десятилетие учёные пытаются разобраться в том, как работают щупальца и их присоски. В основном работа идёт в области биомеханики; что происходит в органах осьминога на молекулярном уровне, изучено слабо. Исследователи, представляющие Гарвардский университет, опубликовали в журнале Cell статью, расширяющую понимание того, как работает «децентрализованная» нервная система щупалец осьминога (да, они работают в значительной степени независимо от мозга, см. «Как щупальца осьминогов принимают решения»).

Учёные нашли ранее неизвестную разновидность чувствительных клеток присосок, реагирующих на плохо растворимые в воде вещества. Исследование предполагает, что эти клетки, так называемые хемотактильные рецепторы (англ. chemotactile receptors), позволяют животному понимать, к чему оно прикасается — не к добыче ли?

По словам старшего автора исследования Николаса Беллоно (Nicholas Bellono), наличие на поверхности предметов слаборастворимых в воде веществ помогает осьминогу на ощупь и одновременно на вкус отличить камень от краба.

Оказалось, что рецепторы реагируют на вещества не одинаково, и сигналы затем передают клеткам и нервной системе тоже разные. Это даёт возможность животному быстро реагировать на раздражители и хватать всё, что годится в пищу.

Учёные полагают, что аналогичные рецепторные системы есть и у других головоногих моллюсков — кальмаров и каракатиц. Предстоит определить, как эти системы работают на молекулярном уровне, и ответить на вопрос о том, как способности этих существ эволюционировали, чтобы соответствовать среде обитания.