Ктулху, предок голотурий и родственник морских ежей

Реконструкция внешнего вида <i>Sollasina cthulhu</i>. Elissa Martin
Реконструкция внешнего вида Sollasina cthulhu. Elissa Martin

Палеонтологи знают, что для того, чтобы их работу оценили по достоинству, следует называть ранее неизвестные виды звучными именами. Так представитель класса офиоцистий (беспозвоночные, родственные голотуриям и морским ежам), останки которого обнаружены в Херефордширском лагерштетте, получил имя в честь культового фантастического монстра — Sollasina cthulhu.

Исследовательская работа проведена под руководством Имрана Рахмана (Imran Rahman) из Оксфордского музея естественной истории. Его команда изучает отложения в графстве Херефордшир (Великобритания), сформировавшиеся примерно 430 млн лет назад — в силурийский период.

Работа с описанием нового вида и его места на филогенетическом дереве опубликована в Proceedings of the Royal Society B.

Офиоцистиоиды (Ophiocistioidea) — вымерший класс беспозвоночных животных, представители которого имеют черты как голотурий (Holothuroidea), так и морских ежей (Echinoidea). Существуют методы исследований, которые позволяют рассмотреть строение древнего животного довольно подробно. В данном случае использовался разрушающий образец метод — окаменелость шлифовали, фотографируя открывающиеся слои. На основе полученных фотографий была сделана компьютерная 3-D модель.

Sollasina cthulhu
Sollasina cthulhu. Компьютерная реконструкция.

Авторы исследования полагают, что это было живущее на дне морское животное, охотник на мелкую добычу. Щупальца могли использоваться и для добывания пищи, и для передвижения. Филогенетический анализ, проведённый учёными, уточняет положение офиоцистий на древе жизни. Вероятно, что это парафилетическая группа, давшая начало современным голотуриям.