Снежный человек, таинственный и неуловимый, существо, о котором рассказывают свидетели в разных частях света — то ли неизвестная науке человекообразная обезьяна, то ли реликтовый неандерталец, то ли — не исключено — плод человеческого воображения. Впрочем, у охотников на йети есть не только рассказы очевидцев, но и кое-какие «артефакты» — например, образцы шерсти, хранящиеся в частных коллекциях или гордо демонстрирующиеся посетителям некоторых музеев. К сожалению, с развитием генетики для криптозоологов наступили чёрные дни. В 2014 году нескольких десятков волос предполагаемых снежных людей, присланных из разных частей света, были исследованы генетиками во главе с англичанином Брайаном Сайксом (Bryan C. Sykes). Оказалось, что под вывеской «йети», «алмасты» и прочих «бигфутов» скрывались волосы медведей, волков, тапиров, енотов, лошадей, овец и даже коров. Один из результатов всё же был неожиданным: два образца волос из Индии и Бутана, по мнению исследователей, принадлежали то ли древнему полярному медведю, то ли гибриду полярного и бурого мишек. Впрочем, этот вывод раскритиковали другие генетики: дело в том, что «диагноз» Сайкс поставил по коротенькому фрагменту митохондриальной ДНК, всего 104 пар нуклеотидов, который удалось извлечь из образца. По такому обрывку далеко не всегда можно точно определить вид животного, особенно когда речь идёт о выборе между близкородственными видами. Скорее всего, образец принадлежал медведю. Но какому?
Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B (том самом, в котором вышло предыдущее исследование волос «йети»), особое внимание уделяют более прозаической задаче: уточняют систематику медведей, обитающих на Тибетском нагорье. Как ни странно, вопрос этот изучен слабо. Известно, что в Тибете водится два подвида бурых медведей — тяньшанский (Ursus arctos isabellinus) и тибетский (Ursus arctos pruinosus). Зоологи всё знают про их американских, европейских и даже японских родственников, но тибетским формам «не повезло» — слишком мало образцов их тканей побывало в руках у учёных. Кроме того, Тибетское нагорье приютило местный подвид гималайского, или белогрудого медведя, который тоже не избалован вниманием генетиков (кстати, местные жители называют его «мети» — ничего не напоминает?)
Учитывая, что численность этих и так довольно редких животных продолжает сокращаться, учёные спешат — не ровен час, нечего будет изучать. Вот с этой целью специалисты и занялись генетической экспертизой 15 образцов шерсти, кожи, костей и экскрементов медведей, собранных в районе Тибета, а также — «заодно» — и 9 образцов останков тибетских «йети», предоставленных Горным музеем Райнхольда Месснера (Messner Mountain Museum, Италия) и Icon Film Company. Из полученных материалов выделили митохондриальную ДНК.
За исключением одного зуба из итальянской коллекции (который принадлежал собаке), все образцы оказались медвежьими. Чтобы выяснить их точную видовую принадлежность, для сравнения использовали мтДНК 11 тибетских гималайских медведей, 76 барибалов, двух ископаемых пещерных медведей, 200 бурых, 52 полярных и так далее. Авторы рады возможности уточнить медвежью систематику — она в целом соответствует предыдущим исследованиям. Все 23 мишки чётко разделились на 4 группы: тяньшанского и тибетского бурых, европейского бурого и тибетского гималайского. Принадлежность некоторых образцов удалось уточнить, а также, используя новые данные, оценить возраст разделения линий. Авторы выяснили, что тяньшанский подвид отделился от других бурых медведей примерно 650 тыс. лет назад, тибетский — 340 тыс. лет назад. Прояснилась и картина эволюции гималайского медведя. Любителей медвежьей систематики отсылаю за подробностями к первоисточнику. Отрадно, что невзрачные образцы из музеев и частных коллекций, десятилетиями пылившиеся на полках, теперь помогают генетикам в исследовании редких видов животных.
Что касается результатов 2014 года, то выводы Сайкса не подтвердились. Авторы получили полную последовательность мтДНК из волоса, который, судя по месту находки и словесному описанию, принадлежал той же особи, что и тот самый образец «гибрида с полярным медведем». Увы, по новым данным, это всего лишь тяньшанский бурый.
Авторы заключают, что все тибетские легенды о неизвестных науке «человекоподобных существах» имеют медвежье происхождение. Загадочный йети — банальный косолапый, приукрашенный богатой человеческой фантазией.
Источники:
1. http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/284/1868/20171804
2. Bryan C. Sykes, Rhettman A. Mullis, Christophe Hagenmuller, Terry W. Melton and Michel Sartori Genetic analysis of hair samples attributed to yeti, bigfoot and other anomalous primates Proc. R. Soc B 2014 281, 20140161, published 2 July 2014.