Между антропологическими находками идёт вечная борьба за звание «самой древней». Самый древний человек на планете, самый первый европеец, древнейший сапиенс в Азии. Новое открытие, удостоившееся публикации в Nature — как раз такого сорта. Авторы статьи — международный коллектив именитых учёных, среди которых первооткрыватель хоббитов Майк Морвуд (к сожалению, уже покойный) — взялись за первых Homo sapiens Юго-Восточной Азии. Главным претендентом на роль древнейшего азиатского сапиенса являлся до недавних пор человек из Там Па Линг в Лаосе, возрастом 46—63 тыс. лет (с некоторой вероятностью, правда, не более 46 тыс. лет).
Теперь, если верны выводы специалистов, вперёд с большим отрывом вырывается пещера Лида Аджер, расположенная в нагорье Паданг на западе Суматры. Небольшую пещеру, состоящую из нескольких камер, раскапывал еще сам крёстный отец питекантропа Эжен Дюбуа в 1887—1890 гг. Он-то и нашёл в дальней камере костеносную брекчию, а в ней — 4 участка с многочисленными останками фауны (судя по картинкам в статье, часть этой брекчии чуть ли не свисает с потолка пещеры). Собранные в Лида Аджер кости орангутанов и других животных, характерных для тропических дождевых лесов, долгие годы хранились в коллекции Дюбуа. Более полвека спустя, в 1948 году, среди материалов учёного были опознаны два человеческих зуба — верхний резец и моляр. Но какого возраста эти останки? Если исходить из состава фауны, брекчия сформировалась от 90 до 60 тыс. лет назад. Никакой археологии и других человеческих останков в Лида Аджер не нашли.
В начале XXI века специалисты снова пришли сюда, чтобы разобраться с возрастом найденных Дюбуа останков. Но сначала нужно было внести ясность в систематическое положение двух зубов: кому они принадлежали? Потомкам питекантропов, забредшим на Суматру с Явы? А может, родственникам флоресских хоббитов? А то и вообще орангутанам? По размерам зубы явно не могли принадлежать ни обезьянам, ни Homo erectus. И толщина эмали, и общее строение зубов оказались типичными именно для современного человека. Значит, сапиенсы. Но когда они здесь жили?
Для выяснения возраста находок специалисты задействовали сразу несколько методов датирования: термолюминесценцией (причем разными её модификациями) определяли древность отложений, методом урановых серий — возраст образования кальцитовых натёков. Датировали и зубы орангутанов и гиббонов с помощью комбинации урановых серий и электрон-спин-резонанса (вот сколько методов есть у археологов благодаря физикам!) Получили датировки для нижних отложений (под брекчией) и для перекрывающих ее натёков, а также для самой фауны. После того как даты были согласованы и сведены воедино, специалисты пришли к выводу, что останки животных (и человека) попали в пещеру 73—63 тыс. лет назад. Интервал хорошо согласуется и с составом фауны, и с данными палеоклиматологов, и с реконструкциями того, как менялся здесь уровень моря. В то время, когда на Суматре формировалась экосистема дождевых лесов, остров соединялся с материком. Чтобы попасть на Суматру, древним сапиенсам не нужно было преодолевать даже небольших водных преград.
Если результаты исследования подтвердятся — то заселение всей Юго-Восточной Азии удревняется чуть ли не на 20 тыс. лет. Авторы подчёркивают, что их результаты позволяют увязать выводы генетиков и археологов: согласно генетическим данным, первые сапиенсы должны были выйти из Африки и прийти в Азию ещё до извержения супервулкана Тоба 71 тыс. лет назад. До недавних пор этим молекулярным датировкам не очень-то верили археологи — но теперь всё встаёт на свои места! Кроме того, находки в Лида Аджер — древнейшее свидетельство заселения сапиенсами дождевых лесов. А ведь считается, что мигранты из Африки приспособились к жизни на открытых пространствах, и самой благоприятной средой для них были морские побережья. Напротив, дождевые леса, с их климатом, подверженным резким сезонным колебаниям, с их дефицитом дичи и питательных плодов, должны были показаться древним людям совсем неуютными. Как пишут авторы статьи, первым покорителям Суматры требовалось «сложное планирование и инновации», чтобы выжить в столь негостеприимном месте. Интересно, как обстоят дела со сложным планированием у современных обитателей дождевых лесов — пигмеев? Исследователи не поясняют: если поселенцы прибыли на Суматру более 71 тыс. лет назад, то что осталось от них, когда Тоба таки жахнул — ведь огромный вулкан находился на этой самой Суматре.
А еще из статьи следует замечательный вывод: великий Эжен Дюбуа не только открыл питекантропа, но и, похоже, нашел самых древних сапиенсов в Евразии!