Делись мясом! Охотничья деспотия и демократия у шимпанзе

То, что шимпанзе регулярно охотятся — известно уже давно. Добычей наших ближайших родственников становятся небольшие млекопитающие, например обезьянки. Хотя мясо составляет в рационе шимпанзе небольшую долю, их охотничьи рейды даже поставили на грань вымирания некоторые популяции красных колобусов. Такие они, наши двоюродные братья-сёстры из джунглей.

У шимпанзиной охоты есть несколько важных особенностей. Во-первых, часто это групповое занятие, в котором члены сообщества выполняют разные функции — кто-то загоняет дичь, кто-то ждёт в засаде. Во-вторых — после успешного завершения шимпанзе активно делятся добычей друг с другом. У других животных такое тоже встречается, однако обычно обмен пищей происходит между роднёй. Шимпанзе же могут отдать часть добычи, даже если её выпрашивает неродственная особь.

Но особенно интересно то, что у разных групп шимпанзе традиции охоты различаются — у них разный стиль охоты, её частота, а также предпочитаемая добыча. Специалисты считают, что в этом случае можно говорить о некой «культуре», то есть о ненаследуемых элементах поведения, передаваемых социально, через обучение. Но до сих пор различия в охоте наблюдали у разных подвидов шимпанзе из разных областей Африки. В этом случае на стиль охоты могли влиять генетические различия, а также экологические условия.

Авторы новой статьи в PLOS ONE решили сравнить охотничье поведение двух групп шимпанзе, живущих фактически в одном лесу. Сообщества Сонсо и Ваибира из заповедника Будонго-Форест обитают по соседству друг с другом и регулярно обмениваются генами, а члены сообществ могут переходить из одного клана в другой. Обе группы наблюдаются давно и уже не боятся человека. Конечно, специалистам сложно проследить за ходом каждой охотничьей вылазки обезьян, однако исследователи могут, по крайней мере, собирать статистику по видам добычи, а также наблюдать, как происходит делёж мяса после успешной операции.

Заповедник Будонго-Форест занимает почти 800 кв. км. Здесь живёт около 600 шимпанзе, и за сообществом Сонсо с 1991 года ежедневно велись наблюдения. Ваибира — менее изученная группа, попавшая в поле зрения учёных в 2011 году. Приматологи знают «в лицо» 95 членов этой группы (в Сонсо идентифицировано 69 обезьян, из них 11 самцов и 31 самка старше 12 лет). Структуру сообщества Сонсо приматологи оценивают как «деспотию», в которой царит линейная иерархия. При этом взрослые самцы всегда доминируют над самками. Структуру Ваибира пока что установить не удалось — из-за больших размеров группы.

На кого охотятся шимпанзе Сонсо и Ваибира?

Члены сообщества Сонсо ловят 6 видов млекопитающих, в том числе 4 вида приматов. За 17 лет наблюдений исследователи зафиксировали более 200 случаев охоты, из которых 182 закончились успехом. Самая популярная добыча — угадайте какая? Ну, разумеется, колобусы. Любят шимпанзе этих упитанных и вкусных обезьян, и поэтому колобусы составляют 74% шимпанзиной добычи. Интересно, кстати, что детёныши шимпанзе часто играют с будущими объектами охоты и даже занимаются с ними грумингом безо всякой агрессии.

Большинство (88%) охотничьих походов за колобусами были групповыми. На другие виды животных шимпанзе Сонсо могли охотиться и группами, и «сольно».

А какая картина в сообществе Ваибира? Оказывается, за 5 лет обезьяны этой группы всего 7 раз охотились на колобусов, зато 18 раз — на карликовых антилоп — дукеров. Видимо, шимпанзе Ваибира совсем не такие «фанаты» колобусов, как их соседи. Интересно, что и в сообществе Сонсо любовь к колобусам появилась недавно. По данным 1994-2002 гг., их предпочтения не отличались от современной картины в Ваибира.

Специалисты отмечают, что, конечно, фиксируют далеко не все случаи охоты (особенно сложно учесть неудачные вылазки). Тем не менее, видно, что частота охотничьих рейдов меняется от года к году довольно сильно: 19 случаев в Сонсо в 2014 году, 11 в 2015 и только 3 в 2016. Причины таких колебаний неясны.

Как шимпанзе делятся мясом?

У шимпанзе Сонсо кто выше рангом, тот и прав. При дележе убитого колобуса, как правило, доминантные самцы забирают себе бо́льшую часть добычи, для чего не гнушаются агрессивными атаками на сородичей. При этом не имеет значения, кто из обезьян принимал непосредственное участие в охоте — на шум сбегается много членов сообщества, и каждый старается урвать свой кусок (правда, особь, лично убившая добычу, сохраняла свою долю мяса чаще, чем другие шимпанзе). При этом ни разу не было замечено, чтобы обезьяна низкого ранга смогла получить часть добычи у более статусного соплеменника.

Если пойман не колобус, а другая добыча, шимпанзе ведут себя менее возбуждённо — вероятно, ценность такого мяса невелика. В этом случае обезьяны гораздо охотнее делятся добычей и даже могут бросать на землю недоеденные части.

А как происходит распределение добычи в Ваибира? Эти обезьяны приходили в одинаковое возбуждение при поимке любой добычи, и каждый раз на торжествующие крики охотников сбегалось множество членов группы, которые начинали активно попрошайничать. И что же? Вне зависимости от статуса обезьян, охотники делились с сородичами, так что все шимпанзе получали мясо. При этом высокоранговые самцы редко проявляли агрессию или пытались силой забрать добычу — учёные зафиксировали только 2 таких случая. Кроме того, исследователи много раз видели, как самки, не участвовавшие в охоте, получали пищу от самцов. А ещё в статье описывается прямо-таки удивительная ситуация, когда альфа-самец «униженно» клянчил мясо у невзрослой самки (даже не пытаясь при этом угрожать ей)!

Итак, налицо существенные различия между двумя сообществами.

Обезьяны Сонсо предпочитают охотиться на колобусов и совсем не ловят дукеров. Ваибира, напротив, ловят дукеров чаще других животных.

В Сонсо высокоранговые шимпанзе, даже не участвовавшие в охоте, часто отбирают мясо у низкоранговых. В Ваибира каждая обезьяна может получить свою долю мяса, и «авторитетные» самцы редко обижают самок и невзрослых особей.

Особенно удивительно, что в охотах Ваибира участвовали 4 самки-перебежчицы, недавно перешедшие в это сообщество из Сонсо, где родились. При дележе пойманного красного дукера эти самки вели себя так же возбуждённо, как и «местные», хотя до этого в Сонсо обезьяны не поймали ни одного красного дукера за все 27 лет наблюдений. Исследователи делают вывод, что молодые самки быстро «впитали» традиции нового сообщества — хотя обычно шимпанзе очень консервативны в пище.

Как же объяснить такие различия в поведении двух соседних групп? Теоретически, на стиль охоты могут влиять экологические условия, например плотность лесного покрова. Однако учёные фиксируют изменения в охотничьих традициях Сонсо с 90-х гг. прошлого века, хотя экологическая обстановка в заповеднике осталась прежней. Ещё 20 лет назад шимпанзе Сонсо не были такими любителями колобусов, да и охотились редко (с 94 по 2002 гг. зафиксировано только 17 охот). Авторы, увы, не исключают другую причину: на поведение шимпанзе могло влиять само появление исследователей — поначалу обезьяны опасались человека, и это нарушало их социальные связи. Поэтому было меньше групповых охот. Кроме того, люди могли смущать доминантных самцов и сдерживать их агрессию при дележе пищи. Со временем присутствие наблюдателей стало привычным, и шимпанзе «вспомнили» о своих предпочтениях. Сейчас сообщество Ваибира изучают всего несколько лет, поэтому обезьянам этой группы ещё предстоит привыкнуть к исследователям.

Как же наблюдать обезьян и при этом не создавать помех их естественному поведению? Возможно, в будущем учёные смогут это делать с помощью автоматических устройств.

Как бы то ни было, Ваибира успешно охотятся на красных дукеров, а Сонсо никогда этого не делают, хотя карликовые антилопы встречаются на территориях обоих сообществ. Налицо культурный феномен. Такой же, как ранее наблюдавшиеся у шимпанзе пристрастия к определённым пищевым растениям — разным у соседствующих групп.

И ещё интересный феномен — «галантность» самцов Ваибира, охотно делящихся мясом с самками, причём в ответ шимпанзиные красавицы могли игнорировать своих мужчин-попрошаек. Возможно, сходным образом когда-то, миллионы лет назад, зарождались культурные традиции человечества?

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).