«Теорию эволюции человека нужно переписать. Учёные доказали, что Европа, а не Африка — колыбель человечества» — буквально такими словами западные (и отечественные) СМИ характеризуют новое исследование болгаро-немецко-канадского коллектива антропологов.
Неужели мы дождались переворота в науке? Ведь считалось доказанным, что общий предок человека и шимпанзе жил в Африке 7-8 млн лет назад. 7 млн лет — возраст древнейшего прямоходящего примата — сахелантропа, найденного на территории республики Чад. После этого гоминины ещё 5 млн лет сидели на территории чёрного континента, прежде чем разбрестись по свету.
Что же такого нового открыли в Европе? На самом деле, открыли ещё в 1944 году. Именно тогда в греческом местечке Пиргос Василиссис вблизи Афин, в отложениях позднего миоцена, была найдена частично разрушенная нижняя челюсть примата. Судя по набору постоянных зубов, челюсть принадлежала взрослому животному.
Сначала находку описали как древнюю мартышку. Потом выдающийся антрополог Густав фон Кёнигсвальд разглядел в ней гоминида, по некоторым признакам напоминающего современную гориллу. По челюсти описали род грекопитеков и вид Graecopithecus freybergi, хотя ряд исследователей отмечал сходство с уранопитеком — чуть более древней ископаемой человекообразной обезьяной из Греции. Челюсть отреставрировали, подклеили и отправили в Музей естественной истории в Лондоне. Территория, где сделана находка, в дальнейшем вошла в черту города и была застроена, так что копать там сейчас невозможно.
В 2012 году к останкам грекопитека добавился зуб из Болгарии — левый второй предкоренной, найденный в карьере Азмака около Чирпана. Находку описали как Graecopithecus sp и сочли одной из последних человекообразных обезьян Европы. В конце миоцена похолодало, и 7 млн лет назад гоминоиды в этой части Света исчезли (см. http://antropogenez.ru/single-news/article/165/).
Останки грекопитека и послужили поводом для сенсационной статьи в PLOS ONE. Во-первых, их заново датировали. Правда, не говорится, как: в публикации стоит ссылка на другую статью, которая только готовится к печати.
Итак, датировки для челюсти из Греции 7,175 млн лет и 7,24 млн для зуба из Болгарии. Если так, то обезьяна, которую окрестили «Эль Греко», прыгала по европейским просторам за 200 тыс. лет до сахелантропа. Но самое интересное не в этом. Специалисты отправили останки грекопитека в Германию, где их просканировали томографом и сделали 3D-модель. Тут-то и свершилась сенсация: оказывается, корни зубов (конкретно — клыка и 2-го премоляра) грекопитека совсем не такие, как у прочих обезьян. У человекообразных, начиная с древнего проконсула и заканчивая современными шимпанзе, у премоляров 2 или 3 корня, сильно расходящихся в стороны. У грекопитекового же зуба 2 укороченных корня, которые к тому же частично срослись (на 47% длины) — как у сахелантропа, ардипитека, некоторых австралопитеков и Homo! Такое сращивание корней не встречается ни у одной миоценовой обезьяны.
Кроме того, у клыков грекопитека корни тоже короткие — и хотя самих клыков нет, авторы предполагают, что эти зубы были небольшими. Маленькие клыки — характерная черта гоминин!
Совпадение? Параллелизм? Но строение корней — признак, который в меньшей степени подвергается естественному отбору, чем, например, общая форма челюсти. Поэтому, считают исследователи, именно по строению корней можно делать выводы об эволюционных связях древних приматов.
Зубы с толстой эмалью, небольшие клыки и «прогрессивные» корни 2-го премоляра — по мнению авторов исследования, всё это говорит о том, что грекопитек относился к гомининам и, возможно, стоял у истоков как современных больших человекообразных, так и человечества! Вот он, общий европейский предок. Потомки грекопитека могли мигрировать в Африку и там эволюционировать в австралопитеков.
«Нужны новые ископаемые находки, однако вероятно, что Восточное Средиземноморье можно рассматривать как место происхождения гоминин с такой же вероятностью, что и тропическую Африку», — заканчивают авторы статью.
В комментариях для СМИ учёные более откровенны: «Грекопитек — не обезьяна. Он — член трибы гоминин и прямой предок Homo» — говорит Николай Спассов из Болгарской Академии наук и прямо называет своё открытие «недостающим звеном». «Но недостающие звенья будут всегда существовать, потому что эволюция — бесконечная цепь переходных форм», — мудро добавляет антрополог в интервью The Telegraph.
Однако другие специалисты не спешат «переписывать учебники». Критической публикацией в своём блоге разразился известный антрополог Джон Хокс (John Hawks). «Палеоантропология должна наконец оставить в прошлом ситуацию, когда фрагмент нижней челюсти рассматривался как удовлетворительное свидетельство. Если я когда-либо описывал отдельный фрагмент челюсти, я никогда не утверждал, что это древнейший гоминин, или древнейший Homo, или древнейший современный человек». Хокс напоминает: исследования ископаемых скелетов много раз убеждали учёных, что для эволюции наших предков характерны параллелизмы. В строении древних гоминид встречается порой причудливая мозаика противоречивых признаков. Достаточно вспомнить недавнее описание Homo naledi, сочетавших очень примитивные и очень прогрессивные черты «в одном флаконе». Поэтому никакой отдельный признак сам по себе нельзя рассматривать как доказательство эволюционного родства. Здорово, что авторы исследования смогли выжать столько новой информации из челюсти, у которой, фактически, цел только один зуб! Но сравните хотя бы с ардипитеком: тут в наличии и череп, и руки-ноги, и другие части скелета — и, тем не менее, какие споры велись вокруг его статуса. «Если бы кто-то на самом деле считал, что можно доверять корням премоляров, мы не спорили бы про Арди», — заключает Хокс. Своего коллегу поддержал и палеоантрополог Ли Бергер, написавший в Твиттере, что «это надо остановить».
Редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский также сильно сомневается в значении открытия. Вот его комментарий:
«Идея о том, что где-то на югах Европы в глубокой древности паслись САМЫЕ ПЕРВЫЕ предки людей — не нова. Давно и с чувством обсуждалась идея, что человекообразные, появившись в Африке, затем мигрировали в Европу, а в самой Африке вымерли, после чего уже почти готовые австралопитеки, в виде (кто бы мог подумать!) грекопитека и уранопитека опять через Турцию заселили Африку и там уже стали австралопитеками. Концепция эта успешно критиковалась, приводились данные о существовании гоминид в Африке в то время, когда, согласно «европейской концепции» их там не было, обсуждалась морфология. Но, видимо, желание иметь всеобщую прародину у себя на Родине перевешивает вновь и вновь. Теперь этому соблазну поддались болгары с немцами.
Какие же доводы приводятся в пользу гомининности грекопитека? Редукция корней клыка и срастание корней премоляра. Правда, самого клыка нет, но это не беда. Ничего, что по собственным графикам корень этого клыка вполне соответствует шимпанзиному. Правда, авторы почему-то упорно пишут обозначения постоянных зубов маленькими буквами (так, вообще-то, обозначаются молочные), но что нам вековая традиция? И ничего, что статистики по этим корням у нас вообще нет. Зато толщина эмали как у современного человека.
В общем, мутная эта история…»