Аэробные упражнения, такие как бег, ходьба или плавание, может оказывать положительное воздействие на мозговые структуры и их работу, в частности стимулировать генерацию нейронов (нейрогенез) в гиппокампе, структуре мозга, играющей важную роль в процессе обучения.
Пока неясно, оказывают ли аналогичное воздействие на организм и способствуют ли нейрогенезу в зрелом возрасте высокоинтенсивные интервальные тренировки (англ. HIIT) или анаэробные силовые тренировки. Кроме того, существует индивидуальные генетически заложенные особенности, определяющие ответ на физические упражнения, и этот вопрос только начинает изучаться.
Исследователи с кафедры психологии и кафедры биологии физической активности университета Йювяскюля (Финляндия) изучали воздействие длительных беговых тренировок, высокоинтенсивных интервальных тренировок и силовых тренировок на нейрогенез зрелого гиппокампа в мозге взрослых крыс-самцов.
В экспериментах использовалась крысы линии Спрег — Доули, которые за 17 поколений селекции были разделены на линии животных с генетически заложенным высоким ответом на аэробные тренировки (HRT) и низким ответом на аэробные тренировки (LRT). Исследование проводилось на протяжении 6—8 недель.
Полученные результаты свидетельствуют, что наибольшее число новых нейронов гиппокампа появилось у крыс, которые бегали на большие расстояния и которые также имели генетическую предрасположенность к получению пользы от аэробных упражнений. У крыс линии HRT, которые добровольно бегали в колесе, появилось в 2—3 раза больше новых нейронов гиппокампа в конце эксперимента, по сравнению с такими же крысами, просто сидящими в своих клетках. У крыс линии LRT эффект также проявился, но в меньшей степени. Силовые тренировки, хоть и сделали животных сильнее, но не оказали влияния на нейрогенез. Эффект высокоинтенсивных интервальных тренировок оказался незначительным. Таким образом, только длительные аэробные упражнения заметно улучшают нейрогенез у взрослых животных.
Результат опытов финских учёных интересен тем, что, как показали предыдущие исследования, рост новых нейронов гиппокампа необходим для процесса обучения и решения сложных пространственных задач. Не исключено, что стимулирование нейрогенеза последовательными аэробными упражнениями может быть полезно для улучшения процесса обучения и людей.