Младенцы различают цветовые категории, не владея языком

Японские учёные измеряют мозговую активность младенца. Внизу — схема одной итерации экспериментального цикла. Сначала 10 секунд показывали фигуры серого цвета, затем 10 секунд чередовались те же фигуры, но зелёного и синего цветов, затем 10 секунд фигуры серого цвета, затем 10 секунд — чередование фигур, окрашенных в разные оттенки зелёного цвета.

Младенцы возрастом 5—7 месяцев, то есть ещё не овладевшие языком, уже имеют в мозге образы категорий цветов. Это следует из свежего исследования объединённой группы исследователей из университета Тюо (яп. 中央大学, англ. Chuo University), университета Тохоку (яп. 東北大学, англ. Tohoku University) и Японского Женского Университета, которое опубликовано в PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences)

Гипотиза лингвистической относительности, так же называемая гипотезой Сепира — Уорфа, предполагает, что язык определяет наше восприятие. Она является общепринятой в различных сферах научных исследований, включая психологию, лингвистику и антропологию. Цветовое восприятие также рассматривается как субъект этой гипотезы по той причине, что в повседневном общении цвета определяются по их названиям.

В мире проводилось множество исследований цветовой лексики различных языков, и считается, что язык в значительной мере влияет на восприятие цветовых категорий. С другой стороны, сходство цветовых категорий в различных языках и культурах рассматривается как крайне веское свидетельство в пользу универсальности цветовых категорий.

Таким образом, главным вопросом того, как мы воспринимаем цвета, можно назвать вопрос о том, влияет или нет язык на цветовые категории. И новое исследование показывает, что категории цвета могут быть независимы от языка, по крайней мере, на ранней стадии развития зрительной системы младенцев.

В исследовании измеряли мозговую активность пяти-семимесячных младенцев с помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области, техники, позволяющей проводить нейровизуализацию с минимальным дискомфортом. С помощью этих измерений учёные хотели понять, различается ли мозговая активность младенца, когда ему показывают картинки различных цветовых категорий.

Оказалось, что, когда на экране чередовались картинки различных цветовых категорий (зелёная и синяя), наблюдалось значительное повышение мозговой активности. Когда же на экране чередовались картинки разных цветов, но лежащие в одной цветовой категории (различные оттенки зелёного цвета), такого эффекта не наблюдалось. Различие наблюдалось в затылочно-височных областях обоих полушарий.

Схожий эффект был обнаружен у взрослых участников эксперимента без явной латерализации. Так как у большинства взрослых правшей язык связан с областями коры головного мозга, расположенными в левом полушарии, наблюдавшаяся мозговая активность напрямую не связана с обработкой языка. Также не было обнаружено мозговой активности, вызываемой чередованием цветовых категорий, в затылочной области, которая играет важную роль на ранних стадиях обработки визуальной информации.

Таким образом, результаты исследования показывают, что различные цветовые категории имеют разные образы в зрительной коре младенцев. Это означает, что цветовые категории могут развиваться независимо до овладения языком.

Андрей Панов :