Загадочный китайский Homo оказался женщиной-сапиенсом

пещера Малудонг и карта с местонахождениями древних человеческих костей, из которых получена ДНК
Сверху — пещера Малудун и карта с местонахождениями древних человеческих костей, из которых получена ДНК. Снизу — череп MZR в разных проекциях. Справа — фрагмент черепа, из которого выделялась древняя ДНК.

Человек из Оленьей пещеры — пережиточный архаичный Homo? Гибрид с денисовцем? Просто необычный сапиенс? В этом вопросе попытались разобраться генетики.

В 2012 году в СМИ появилась новость об открытии в Китае своих, китайских «хоббитов» — людей из Оленьей пещеры. Гоминины, чьи скелеты найдены в пещерах Малудун и Лунлин (собственно, Оленья пещера) жили относительно недавно, всего 11—14 тыс. лет назад, однако, по мнению исследователей, обладали рядом очень архаичных черт, вне пределов изменчивости Homo sapiens.

Кто же это такие? Прозвучало несколько гипотез: либо найдены какие-то пережиточные архаичные Homo, странным образом сохранившиеся на юге Китая. Либо это гибриды сапиенсов и денисовцев или еще кого-то неизвестного. Третья гипотеза объясняла находки причудами изменчивости древних людей современного вида. Прозвучала, правда, еще одна гипотеза: удивительная архаичность китайских находок — всего лишь результат некорректной реконструкции, да и методика оценки особенностей древних черепов оставляла желать лучшего. Об этом писал научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский.

Спустя 10 лет коллектив авторов приступил к выделению древней ДНК из этих находок. Генетические последовательности были получены из черепа MZR, найденного в пещере Малудун — это, правда, не тот череп, чья реконструкция вызвала особенные нарекания, а второй, лицевая часть которого не уцелела. Сложность работы заключалась в том, что теплый и влажный климат на юге Китая, а также кислые почвы, в которых находились кости, не способствуют сохранности ДНК. Кроме того, у данного черепа не сохранились самые лучшие источники нуклеиновых кислот — зубы и каменистая часть височной кости, поэтому пришлось довольствоваться фрагментом лобной кости. Тем не менее, исследователям удалось прочесть часть древнего генома — примерно 100 млн пар нуклеотидов ядерной ДНК, а также почти всю митохондриальную ДНК. Что же удалось выяснить?

Во-первых, MZR оказался женщиной. Во-вторых — и это важнее — мтДНК гоминина из Малудуна однозначно сапиентная, относится к гаплогруппе М9, причем к ее исчезнувшей ветви. Другие две ветви этой гаплогруппы ныне встречаются на материковой части Восточной Азии, а также на островах ЮВА и в Меланезии.

«Открытие вымершей базовой линии M9 для MZR предполагает богатое матрилинейное разнообразие человеческих популяций на юге Восточной Азии в позднем плейстоцене», — пишут авторы статьи.

Данные по ядерному геному также относят гоминина MZR к людям современного вида. Он попадает в область геномов, охватывающую как древние, так и современные образцы из Восточной Азии, причем больше похож на плейстоценовых обитателей юга Восточной Азии, чем на известного древнего китайца Тяньюань возрастом 40 тыс. лет, найденного недалеко от Пекина.

Среди современных выборок MZR роднее южным китайцам, чем северным, что говорит о разделении этих популяций уже в столь давние времена. Но особенно родственным геном из Малудуна оказался древним сибирякам и коренным американцам позднего плейстоцена — он к ним ближе, чем древние образцы из ЮВА, представители японской культуры дземон, древнейший сибирский сапиенс Усть-Ишим, Сунгирь и некоторые другие древние евразийцы. Причем MZR примерно в одинаковом родстве с древним населением и Северной, и Южной Америки. Следовательно, популяция, к которой принадлежал индивид из Малудуна, очень близка тем, кто дал начало первым покорителям Америки. Этот результат наряду с геномными данными по другим древним людям из Приамурья и Дальнего Востока подтверждают, что мигранты попали в Новый Свет, скорее всего, двигаясь через Дальневосточную часть Сибири и затем через Берингов пролив.

Дальше интересней: исследователи оценили уровень неандертальской и денисовской примесей, и он оказался обычным для Евразии: 1,29% денисовских и 1,27% неандертальских генетических вариантов. Не обнаружилось и какой-либо неизвестной примеси. Таким образом, версия «гибрида» с кем-то архаическим отпадает.

И еще любопытный момент: используя геном MZR и других древних азиатов, исследователи решили проверить, как эволюционировала пигментация азиатских популяций. Известно, что с светлым цветом кожи у европейцев и у жителей Востока Азии связаны разные генетические варианты. В частности, на Востоке распространён специфический аллель гена OCA2 His615Arg. Вообще этот ген известен своим влиянием на цвет глаз, но именно на востоке Евразии этот его вариант ассоциирован с ослабленной пигментацией кожи. Оказалось, что во всех известных азиатских плейстоценовых геномах присутствует предковый вариант гена OCA2. Его производный вариант появляется только в раннем неолите, около 7,5 тыс. лет назад на побережье южного Китая, а затем быстро распространяется на север около 3500 лет назад, вероятно, благодаря положительному отбору, и становится доминирующим у нынешних жителей Восточной Азии (частота ≈60%). Картина получается аналогичной тому, что мы наблюдаем в Европе, где генетические варианты, связанные с ослабленной пигментацией, появились и быстро распространялись в последние 8 тысяч лет.

Сам по себе факт прочтения древнего генома из Восточной Азии, тем более южной её части, радует, поскольку, в отличие от запада Евразии, исследований азиатской древней ДНК пока что маловато. Авторы статьи пишут, что их исследование прокладывает путь к поиску генетических причин необычных морфологических особенностей древних сапиенсов. Но мы-то знаем…