Вещество из жирных кислот лосося помогло облегчить нейропатические боли у мышей

В ходе эксперимента мышам хирургически повреждали нерв. Затем одну группу лечили синаптамидом, вторая же не получала лечения. Еженедельно у обеих групп измерялись тепловая <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F" rel="noopener" target="_blank">аллодиния</a> и механическая <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F" rel="noopener" target="_blank">гипералгезия</a>. На 27-й и 28-й дни после операции были проведены тесты на память. На 29-й день у мышей извлекли мозг и провели его биохимический анализ.
В ходе эксперимента мышам хирургически повреждали нерв. Затем одну группу лечили синаптамидом, вторая же не получала лечения. Еженедельно у обеих групп измерялись тепловая аллодиния и механическая гипералгезия. На 27-й и 28-й дни после операции были проведены тесты на память. На 29-й день у мышей извлекли мозг и провели его биохимический анализ.

Российские учёные испытали (пока на мышах) эффективность продукта, произведённого на основе жирных кислот лосося, — синаптамида — в лечении нейропатических болей, вызванных повреждением периферической нервной системы. Препарат помог облегчить состояние подопытных животных, а также остановил у них нарушение долговременной памяти, которым часто сопровождаются нейропатические боли. Исследование выполнено под руководством биолога Игоря Манжуло. Результаты работы опубликованы в International Journal of Molecular Sciences.

Нейропатическая боль — сложное патологическое состояние, возникающее из-за повреждения или нарушений работы нервной системы, а не стимуляции болевых рецепторов. Один из характерных примеров — фантомные боли в культе: конечности уже нет, но поступающие ложные сигналы заставляют мозг «чувствовать» её.

«Существующие варианты терапии, такие как применение нестероидных противовоспалительных препаратов и антидепрессантов, снимают болевые симптомы только за счёт подавления чувствительности нервных волокон, но не устраняют причину. Такая боль существенно снижает качество жизни, а долгая и зачастую безрезультатная терапия обходится людям чрезвычайно дорого», — отметила участница проекта биолог Анна Тыртышная.

Биологи из Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского (Владивосток) изучили возможность применения N-докозагексаеноилэтаноламина (синаптамида) как препарата для лечения нейропатических болей и часто сопутствующих им нарушений памяти. Последние возникают из-за того, что недуг вызывает воспаление нервных тканей, в том числе в гиппокампе, отвечающем за обучение и память, а затем и их деградацию.

Синаптамид — продукт обмена веществ, похожий на соединения, передающие сигналы между нейронами. Авторы получили его из жирных кислот лосося. Ранее коллектив продемонстрировал, что синаптамид способствует восстановлению клеток нервной системы, а потому предполагали, что он может быть полезен и при нейропатических болях. Если он действительно работает, можно ожидать, что поведение, изменившееся из-за болезни, вернётся в норму после лечения.

Специалисты искусственно вызывали развитие нейропатии у мышей. Затем животным делали подкожные инъекции синаптамида и наблюдали за их поведением в ходе различных тестов. Оказалось, что вещество уменьшало восприимчивость мышей к теплу и прикосновению, а также улучшило их способность запоминать предметы и ориентироваться в лабиринте. Исследование тканей гиппокампа показало, что воспаление снижалось, а деградация нейронов, которую отмечали у мышей, не получивших синаптамид, не наблюдалась.

«Наши результаты говорят о том, что синаптамид действительно эффективен не просто в устранении симптомов, но и в лечении нейропатий. Мы надеемся, в будущем удастся внедрить применение этого вещества в терапевтическую практику», — рассказала Анна Тыртышная.