Реквием по белой обезьяне. Шимпанзе убили детёныша-альбиноса

Двое детёнышей шимпанзе исследуют тело мёртвого детёныша-альбиноса.

У животных вообще и у обезьян в частности редко рождаются альбиносы. Недавно приматологам удалось наблюдать в дикой природе детёныша шимпанзе с бледной кожей и белой шерстью. Увы, соплеменникам такой новорожденный очень не понравился…

«Белой вороной» обычно называют кого-то резко отличающегося от остальных. Такому приходится несладко: необычных не любят. Альбиносы — индивиды со сниженной пигментацией — встречаются крайне редко у разных видов животных, и живётся им очень нелегко. Полный альбинизм нередко сочетается с плохим зрением. Лишённая пигмента кожа не защищает от вредного воздействия солнечных лучей, что сопряжено с повышенным риском раковых заболеваний. Кроме того, альбиносы не обладают маскирующей окраской, бросаются в глаза — лёгкая добыча для хищника. Наконец, ещё одна серьезная проблема — то, как на индивида необычного цвета реагируют другие представители его вида. А эта реакция может быть очень разной: некоторые виды относятся к альбиносам терпимо, но другие могут проявлять агрессию. Даже если негативной реакции нет, альбинос выглядит менее привлекательным для половых партнёров и поэтому не оставляет потомства. Увы, тяжело живется и альбиносам среди людей. Известно, например, о преследованиях людей с альбинизмом в Африке: в некоторых странах, например, в Танзании и Малави, на них ведётся настоящая охота, ведь по местным поверьям мясо альбиноса обладает магической силой.

Горилла Снежок
Единственная известная в истории зоологических наблюдений горилла-альбинос — самец по кличке Снежок. Жил в зоопарке Барселоны, Испания.

Что касается прочих приматов, то описано крайне мало случаев альбинизма у обезьян в дикой природе. Подобная особенность изредка наблюдалась у некоторых макак и у паукообразных обезьян. Многие, возможно, вспомнили «Снежка» — знаменитого самца гориллы — альбиноса из Барселонского зоопарка, который, кстати, умер от рака кожи. Известен и альбинос шимпанзе — самка Пинки, пойманная младенцем и прожившая в неволе 9 лет в заповеднике в Сьерра Леоне. Однако нет никаких записей о том, как к Пинки относились её сородичи в лесу до поимки и как её приняло обезьянье сообщество заповедника. Наблюдения за обезьянами-альбиносами за пределами зоопарков вообще отсутствуют.

Наконец, приматологам, наблюдающим за швейнфуртовскими шимпанзе в заповеднике Будонго (Уганда), улыбнулась редкая удача: в июле 2018 года у молодой самки шимпанзе, названной в публикации «UP», родился детёныш-альбинос (да, это случилось 3 года назад. Научные статьи пишутся небыстро!). Кстати, предыдущего детёныша, рождённого UP годом раньше, убили самцы из этой же группы, и, судя по всему, инфантицид в этом сообществе обезьян — обычное дело. Поэтому мало удивляет последовавшая и на этот раз трагическая развязка. Наблюдатели определили, что родился мальчик, и на момент первого наблюдения ему было от 14 до 19 дней.

Альбиноса исследователи обнаружили при необычных обстоятельствах: утром 15 июля они услышали громкие крики обезьян — тревожные уханья и лай. Такие звуки шимпанзе обычно издают при встрече с потенциально опасными животными, такими как змеи или кустарниковые свиньи. Наблюдатели увидели самку UP, на груди у которой висел детёныш-альбинос. Несколько шимпанзе, по-видимому, пытались атаковать самку, издавая тревожные крики, в то время как другие наблюдали за происходящим на расстоянии. В конце концов UP с детёнышем скрылась в густых зарослях.

Однако это не спасло детёныша. Спустя четыре дня исследователи снова услышали тревожные крики группы шимпанзе. Судя по шуму, происходила какая-то схватка, но конкретных действий было не разглядеть из-за закрывающих обзор деревьев. Среди голосов доносился и крик детёныша. А спустя минуту наблюдатели увидели вышедшего из леса альфа-самца, тащившего детёныша-альбиноса, причём часть левой руки у бедняжки была оторвана. Следом выбежали ещё три взрослых самца. Не прошло и десяти минут, как всё было кончено: обезьяны растерзали малыша. Смерть, видимо, наступила в результате укуса за голову.

После этого учёные наблюдали за тем, как члены группы шимпанзе, включая юных обезьян, по очереди осматривали тельце детёныша, обнюхивали и осторожно трогали его, особое внимание уделяя волосам на спине и области гениталий.

После этого приматологам удалось забрать тело для исследования. Специалисты убедились в почти полном отсутствии пигментации кожи, волос и глаз детёныша, а также выяснили, что у обезьянки не было каких-то заметных проблем со здоровьем, если не считать полученных травм.

Почему реакция шимпанзе на детёныша была такой бурной? Взрослые обезьяны часто проявляют любопытство по отношению к новорожденным, но оно как правило доброжелательное. Детёныша могут трогать и пытаться ухаживать за ним. Конечно, как уже говорилось, агрессия по отношению к маленьким в этом сообществе шимпанзе — не редкость, и детёныша могли убить вне зависимости от цвета его шерсти. Но всё же поведение обезьян в данном случае было очень необычным: большинство взрослых животных демонстрировали явный страх, держась от детёныша на расстоянии и издавая тревожные крики. Вслед за испугом последовала агрессия и в итоге смерть малыша. Любопытно, что подобную реакцию на альбиноса наблюдали у некоторых видов птиц: страх, а затем нападение на пугающе странного сородича.

Необычным было и отношение к мёртвому телу: с одной стороны, обезьяны вели себя осторожно, как при знакомстве с новым объектом, но обнюхивали и гладили тельце, как они поступают с трупами своих сородичей. Исследователи полагают поэтому, что шимпанзе воспринимали альбиноса, как соплеменника необычной внешности. Надо сказать, что что светлая окраска альбиноса напоминала то, как выглядят детеныши обезьян гверец, на которых часто охотятся шимпанзе в Будонго. Быть может, внешний вид детёныша-альбиноса соответствовал «образу добычи» для шимпанзе. С другой стороны, форма и запах говорили обезьянам, что это их сородич, и неразрешимый парадокс привёл к столь бурной реакции. Впрочем, это только предположение исследователей. Возможно, не нужно усложнять, и учёные наблюдали всего лишь типичную реакцию приматов на кого-то, «не такого как мы».

Словом, если вы чем-то необычны, если ваша внешность или поведение отличаются от того, к чему привыкло ваше окружение, — радуйтесь, что вы не шимпанзе.