Алтай оказался местом, обласканным вниманием древних гоминин: на небольшой территории здесь обитали и неандертальцы, и денисовцы. Захаживали и наши прямые предки — кроманьонцы. Но это не всё: оказывается, что неандертальцы приходили сюда не единожды, причём разные. Так, у «Денисова 11» — метиса из Денисовой пещеры мама оказалась родственной не алтайскому неандертальцу, а его гораздо более позднему собрату из хорватской Виндии. Неожиданно, ведь от Виндии до Алтая тысячи километров, а останки алтайского неандертальца нашли в метре от Денисова 11. Кто куда мигрировал? Восточные неандертальцы покорили западную Европу, либо западные заселяли Сибирь, вытесняя местных?
Человеческие останки, найденные в Чагырской пещере (Алтай, 100 км на запад от Денисовской пещеры) тоже оказались генетически близки неандертальцам Виндии и Кавказа. Об этом памятнике и пойдёт речь. Новая работа археологов, среди которых — российские специалисты, проливает дополнительный свет на связи между древним населением Запада и Востока Евразии. Раскопки в Чагырской пещере ведутся с 2007 года. Памятник оказался чрезвычайно богатым. Здесь обнаружены 90 тыс. каменных артефактов, костяные орудия, кости животных, в основном зубров, а также — что особенно здорово — 74 фрагмента неандертальских скелетов. Орудия неандертальцы в Чагырской пещере делали из 25 видов сырья, включая яшму, халцедонит и порфирит, добывавшиеся в виде галек из ближайшей реки.
Неандертальские артефакты происходят из слоёв 5 и 6. Останки зубров в этих слоях оказались слишком древними для радиоуглеродного датирования, но исследователям удалось определить возраст находок оптическим методом. Выяснилось, что неандертальские слои образовались примерно 54 тыс. лет назад. Генетический возраст человеческой фаланги «Чагырская 8» получился более древним (87—71 тыс. лет), но археологи справедливо считают генетическую датировку менее точной. Тем не менее, важно, что, судя по оценкам генетиков, «Чагырская 8» и фаланга мизинца «Денисова 3» (самый молодой из денисовцев) жили примерно в одно время. Неандертальцы населяли Денисову пещеру существенно раньше — примерно 200—100 тыс. лет назад и, по-видимому, с обитателями Чагырской не встречались.
А что особенного в археологических находках из Чагырской пещеры? Это выяснилось, когда найденные здесь орудия стали сравнивать с находками с других памятников Алтая, Центральной Азии, Восточной и Западной Европы. Двухсторонние орудия — бифасы чагырских неандертальцев удивительно похожи на изделия культуры микок, распространённой в Европе, особенно на восточноевропейские её варианты. На Алтае похожие находки есть только в пещере Окладникова. Все прочие археологические комплексы Алтая и Центральной Азии, относящиеся к среднему палеолиту, включая находки из Денисовой пещеры, выглядят по-другому — это типичное неандертальское леваллуа-мустье. И Чагырская, и пещера Окладникова на этом мустьерском фоне сильно выделяются. Неандертальцы из Чагырской изготавливали орудия в той же манере, что их родичи в Польше или на Кавказе, за 3000—4000 км к западу от Алтая, и получали такие же характерные клиновидные ножи. Это согласуется и с данными генетиков: как уже говорилось, чагырский человек близок хорватскому и кавказскому неандертальцам, а не алтайскому из Денисовой пещеры.
Какими были люди культуры микок? Обычно их считают специализированными охотниками на лошадей и бизонов, обитателями степей и предгорий. Это описание подходит к реконструкциям экосистемы в районе Чагырской пещеры, где преобладала сухая открытая тундростепь. Вероятно, эти неандертальцы мигрировали на Алтай из Восточной Европы, двигаясь вдоль евразийского степного пояса. Авторы исследования полагают, что это могло происходить 60 тыс. лет назад. Мигранты шли на северо-восток вокруг Каспийского моря, сильно уменьшившегося в размерах в засушливых условиях ледникового периода.
В любом случае мы видим, как минимум, две неандертальские миграции на Алтай. Сначала — ранние поселенцы, заселившие Денисову пещеру более 100 тыс. лет назад. Потом — носители микока, прибывшие на юг Сибири существенно позже и, возможно, уже не заставшие первых мигрантов. А с теми что стало? Вытеснены денисовцами?
Авторы публикации используют весьма красивый оборот: «межконтинентальная одиссея», а неандертальцы предстают «творческими и умными людьми», которые проиграли сапиенсам по таинственным причинам.
В популярной статье в The Conversation в ход идут ещё более пафосные метафоры: «путешествие, совершенное этими бесстрашными неандертальцами, равносильно прогулке из Сиднея в Перт или из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, и является редким примером миграции людей палеолита на большие расстояния».
Хорошо сказано. Но разве предки неандертальцев за сотни тысяч лет до этого не бесстрашно мигрировали из Африки в Евразию? Понятно, что это происходило не за один присест, а постепенно. Но мы ведь не знаем, сколько тысячелетий понадобилось носителям культуры микок, чтобы «прогуляться» до Алтая…