Пальчики оближешь! Кости неандертальского ребёнка, съеденного гигантской птицей, найдены в Польше

Фаланги пальцев маленького неандертальца, найденные в Польше, вероятно, побывали в желудке хищной птицы
Фаланги кисти маленького неандертальца, найденные в Польше, вероятно, побывали в желудке хищной птицы.

Археологи объявили о находке древнейших человеческих останков на территории Польши. Фаланги кисти маленького неандертальца, судя по повреждениям на их поверхности, прошли через пищевой тракт хищной птицы.

В Польше с находками костей древних людей не сказать, чтобы всё хорошо. Здесь никогда не откапывали эректусов. Да и неандертальских останков в Польше чуть-чуть — всего-то обнаружено три несчастных зуба в пещере Стайня, возрастом 50 тыс. лет. Представляю, как обрадовались польские антропологи, когда среди многочисленных костей животных из Тёмной пещеры (пол. Jaskinia Ciemna), что рядом с селом Ойцув, разглядели крошечные человеческие фаланги кисти. Судя по размерам, они принадлежали ребёнку 5—7 лет. Статья с подробностями ожидается в «Журнале археологии палеолита», а пока на две маленькие косточки предлагает полюбоваться сайт «Наука в Польше».

Коридоры Тёмной пещеры достигают 200 м в длину, и археологи копаются в ней не первое десятилетие, подняв на поверхность более 1000 артефактов — каменных ножей и скрёбел. Обсуждаемая находка сделана несколько лет назад. Но только недавно при пересмотре материалов специалисты распознали в косточках размером не более 1 см в длину останки человека. Вероятный возраст находки — 115 тыс. лет, правда, каким методом датировали, не сообщается. Вероятно, эти детали появятся в научной статье. Если датировка верна, археологам в руки попали древнейшие человеческие останки, когда-либо найденные в Польше.

«Мы не сомневаемся, что это останки неандертальцев, поскольку они происходят из очень глубоко залегающего слоя пещеры, на несколько метров ниже современной поверхности. Слой также содержит типичные для неандертальцев каменные орудия», — объясняет Павел Вальде-Новак (Pawel Valde-Nowak) из Института археологии Ягеллонского университета (пол. Uniwersytet Jagielloński).

Поверхность обеих фаланг покрыта, как сито, множеством маленьких отверстий. По словам специалистов, такие повреждения говорят о том, что кости прошли через пищеварительный тракт крупной птицы. Это добавляет находке уникальности, а также роднит её с гораздо более древним черепом детёныша австралопитека из Таунга — у того на мордочке сохранились следы от клюва хищной птицы. Неужели бедный неандерталёнок погиб в когтях орла? Возможна и менее кровожадная версия, хотя тоже не слишком жизнеутверждающая: птица-падальщик поживилась останками уже мёртвого неандертальского ребёнка.

Интересно было бы узнать о результатах генетического анализа — вдруг не только человеческая, но и птичья ДНК попадётся учёным? Впрочем, сохранность костей такова, что на древнюю ДНК надежды мало.

Скудность находок заставляет археологов проявлять осторожность. Неясно даже, жил ли маленький неандерталец в этой пещере, или его останки попали туда лишь «внутри» птичьего желудка. Да, неандертальцы пещеру посещали, но стоянка была сезонной.

По крайней мере, теперь археологи точно знают, что более 100 тыс. лет назад неандертальцы уже бродили по просторам нынешней Польши. Впрочем, судя по археологическим находкам, люди пришли на эти территории уже 300 тыс. лет назад, а, может быть, и ранее.

Исследователи пишут, что в Тёмной пещере найден ещё и человеческий зуб, но никаких подробностей пока не приводят.

Совсем недавно мы узнали о том, что неандертальские пальцы, несмотря на кажущуюся неуклюжесть, были способны к тонким манипуляциям. Увы, неандертальскому ребёнку из «Тёмной» эту способность реализовать не удалось.