Институт археологии РАН выложил в открытый доступ оцифрованные отчёты экспедиций 1944—1946 годов

Фрагмент оцифрованного отчёта экспедиции 1944 года. || Фото: Институт Археологии <abbr lang="ru" title="Российская академия наук">РАН</abbr>.
Фрагмент оцифрованного отчёта экспедиции 1944 года. || Фото: Институт Археологии РАН.

В День археолога, 15 августа, Институт археологии РАН открыл доступ к оцифрованным научным отчётам археологических экспедиций. На сайт института выложены 100 архивных дел — полевых отчётов экспедиций, работавших в 1944—1946 годах. Раньше для получения этих сведений был необходим запрос от организации или высшего учебного заведения.

«Это уникальные материалы, раскрывающие состояние археологической науки и настроения учёных, обстановку работы экспедиций и живые черты их участников, облик археологических ландшафтов, многие из которых сегодня изменились до неузнаваемости. <...> Эти материалы могут служить опорой для сохранения высоких традиций археологии в меняющемся мире, полном новых возможностей и новых рисков для нашей профессии», — отметил Николай Андреевич Макаров, директор Института археологии РАН.

Сейчас архив насчитывает более 25 тысяч единиц хранения, и их число увеличивается каждый год. Самые первые отчёты, появившиеся в открытом доступе, написаны по результатам археологических экспедиций 1944 года. Их руководителями были либо вернувшиеся из эвакуации учёные, либо археологи, не попавшие на фронт по другим причинам. Например, Отто Бадер, который руководил экспедицией Нижнетагильского краеведческого музея, был возвращён из московского ополчения как этнический немец и сослан в Нижний Тагил.

Практически полное отсутствие юношей в экспедициях — следствие войны. || Фото: Институт археологии РАН.

Опубликованные отчёты отражают и послевоенные реалии: на фотографиях исследований, проводившихся под руководством Александра Фёдоровича Дубынина, кроме руководителя, кажется, нет ни одного мужчины — только студентки. Любопытно и то, что именно в первых послевоенных экспедициях был разработан тип оформления полевых отчётов, который применяется до сего дня.

Оцифрованные архивные данные дают возможность исследователям работать с научными документами и обращаться к первоисточникам, что является одним из важнейших условий научной работы. В дальнейшем также планируется опубликовать данные экспедиций 1950—1960 годов.