Поздний каменный век: революция отменяется

Человек современного типа возник в Африке, и в Африке же, по идее, сформировалась культура, которая позволила нашим предкам успешно расселиться по планете. То, что в Евразии называется верхним палеолитом. В Африке аналогичные индустрии объединяют названием «поздний каменный век» (Late Stone Age, LSA), который пришёл на смену «среднему каменному веку» (Middle Stone Age, MSA). Меняется техника изготовления орудий — распространяются продолговатые пластины и каменные наконечники для стрел. Изделия уменьшаются в размерах, а также становятся обычными элементы «символического поведения» — украшения, изделия из кости, красители. Некоторые исследователи считают, что переход этот был достаточно резким, «революционным», поскольку когнитивные способности людей вышли на новый уровень. Впрочем, недавние исследования памятников Южной Африки (Бломбос, Сибуду) показали, что смена технологий могла протекать и более плавно.

В Африке исследования границы MSA/LSA приурочены, прежде всего, к южному побережью. Это не значит, что люди придумывали инновации только там, просто в других частях Африки пока что маловато хорошо изученных — и, главное, качественно датированных памятников периода 40—80 тыс. лет назад. В частности, не хватает археологам данных по Восточной Африке.

В новой статье, вышедшей в Nature, рассказывается об исследовании кенийской пещеры, которую люди населяли почти непрерывно в течение 78 тыс. лет, вплоть до раннего железного века. Изучив слои памятника, археологи впервые в Восточной Африке получили подробную картину изменения человеческой культуры, охватывающую критически важный период.

Панга я Саиди — пещера с обвалившимся сводом, которая находится в 15 км от современного берега Индийского океана, на границе между тропическим лесом и саванной. Раскопки в пещере ведутся с 2010 года, и отложения памятника оказались богатыми археологическими находками, относящимися как к среднему, так и к позднему каменному веку. В руки к археологам попало более 30 тыс. каменных орудий, 17 фрагментов охры, 8 изделий из кости, множество бус из раковин и скорлупы страусовых яиц.

3 метра отложений включают 19 слоёв, которые удалось качественно датировать радиоуглеродным и оптическим методом. Комплексное изучение памятника включало и анализ фитолитов, и изотопный анализ зубов животных, благодаря чему удалось реконструировать изменения климата.

Какую картину рисуют археологи? Судя по составу находок, поначалу люди посещали пещеру нечасто. Орудия в ранних слоях, начиная с 78 тыс. лет, относятся к характерной для среднего каменного века технике леваллуа. Около 73 тыс. лет назад активность обитателей стоянки совсем упала — это заметно по снижению количества изделий и микрочастиц угля. Но спустя некоторое время, начиная с 67 тыс. лет назад, пещера снова становится обитаемой, а активность её жителей постепенно растёт.

Возвращение людей в пещеру знаменуется некоторыми нововведениями. Во-первых, возникает новое сырьё: вдобавок к известняку приходит кварц и кремнистый сланец. Кроме того, уменьшается размер орудий, и появляются изделия, более характерные для позднего каменного века — обушковые и выполненные в так называемой биполярной технике. Однако средний каменный век никуда не делся, — техника леваллуа встречается и в гораздо более поздних отложениях, даже в слоях возрастом от 14 до 1 тыс. лет. Исследователи отмечают, что на пресловутую революцию это совсем не похоже: разные признаки и среднего, и позднего каменного века появляются в слоях пещеры неоднократно и бессистемно, как порознь, так и вместе.

А что можно сказать о признаках символизма? Первая бусина из морской раковины найдена в слое возрастом 67 тыс. лет, с этого момента бусы, кусочки охры, изделия из кости и из бивня начинают встречаться в слоях чаще, однако тоже без резких переворотов. Исследователи отмечают, что в разные периоды у обитателей пещеры были популярны бусы то из раковин, то из скорлупы страусовых яиц. Можно было бы подумать, что это связано с изменением климата, однако судя по данным палеоклиматологов, расстояние до моря всё это время практически не менялось.

Кстати, климату авторы уделяют особое внимание. Исследования показали, что в течение десятков тысяч лет пещера находилась на участке, где тропический лес сочетался с травянистой степью, было много водных ресурсов — это подтверждается и изотопным анализом, и разнообразием растений и водолюбивой фауны. Такие условия сохранялись вплоть до того, как люди оставили пещеру около 500 лет назад. Стабильность климата объясняются близостью моря, влияние которого могло сглаживать климатические коллизии, характерные для остальной части Африки. Видимо, именно такая благоприятная обстановка привлекала сюда людей, из-за чего интенсивность использования памятника постепенно росла.

Какие же выводы делают авторы? Примерно 60 тыс. лет назад обитатели Панга я Саиди перешли на новое сырье и стали изготавливать маленькие орудия. Но где ты, великая техническая революция? Археологи не фиксируют ни переворотов в технологиях, ни смены населения. Вместо революций — локальные инновации, вместо постоянного движения вдоль морского берега «куда глаза глядят» — обитание на границе леса и саванны без привязки к ресурсам моря. Не похоже на те стратегии, которые считаются характерными для древних сапиенсов. Может быть, как и в палеонтологии, археологические «революции» объясняются просто нехваткой материалов? Хронологический разрыв между находками — ещё не революция.

Кстати, в популярном пересказе статьи на sciencedaily.com отмечается, что даже во время знаменитого извержения супервулкана Тоба 74 тыс. лет назад пещера Панга я Саиди продолжала населяться — и это, по мысли авторов, доказывает, что «вулканическая зима» отнюдь не поставила людей на грань вымирания.

А как же тот самый «хиатус», снижение числа орудий в 17-м слое, 73 тыс. лет назад? Разве это не может быть «эхом» Тобы?

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).