Учёные из Университета штата Северная Каролина (North Carolina State University) показали, что курс, направленный на развитие критического мышления, помогает студентам «разувериться» в псевдонаучных утверждениях. Принято считать, что логику и рациональность лучше всего развивает математика и смежные дисциплины, но на этот раз учебная программа была посвящена истории, а не естественно-научным предметам. Результаты работы опубликованы в журнале Science & Education.
«Учитывая национальную дискуссию по поводу фейковых новостей, очевидно, что критическое мышление — и курсы по развитию критического мышления — важны, как никогда», — говорит ведущий автор исследования Энн Маклохлин (Anne McLaughlin). Псевдонаучные, ничем не подтверждённые, убеждения распространены по всему миру. Согласно опросу Чепменского университета (Chapman University), более половины американцев считают, что правительство скрывает правду об атаках 11 сентября, а 40% убеждены, что власти утаивают информацию о визитах инопланетян. И это не самый худший пример. Гораздо опаснее отрицатели ВИЧ — такие псевдонаучные убеждения влекут за собой смерти, в том числе, детские.
При этом необоснованные верования редко встречаются поодиночке. Исследования показывают, что человек, склонный верить, скажем, в экстрасенсорику, с большей вероятностью окажется сторонником теории заговора. Это значит, что проблема не в отдельных заблуждениях, а в отсутствии критического мышления. Довольно долго считалось, что образование — своеобразная «прививка» от псевдонаучных убеждений, но оказалось, что обучение в университете само по себе не защищает от заблуждений.
А значит, дело не в образовании как таковом, а в том, как и чему учить. Предыдущие исследования показали, что курсы, направленные на развитие критического мышления, помогают бороться с псевдонаучными верованиями. Но во многих из них не было контрольной группы либо участникам опросов не гарантировали анонимность — всё это могло повлиять на результаты. К тому же эти работы касались естественно-научных предметов, а гуманитариям критическое мышление нужно не меньше, чем математикам. Историкам приходится бороться с мифами и искажёнными представлениями о древних культурах. Даже среди студентов-археологов встречаются те, кто верит в Атлантиду, йети или проклятие гробницы Тутанхамона. «Мы хотели понять, могут ли гуманитарные науки способствовать развитию критического мышления и можно ли оценить, насколько эффективными будут такие курсы», — объясняет соавтор работы Алисия Магилл (Alicia McGill).
В исследовании приняли участие 117 студентов, которых разделили на три группы. Первая группа прошла курс, посвящённый методам исследования в области психологии. Студенты изучали статистику и планирование экспериментов, но вопросов собственно критического мышления не касались. Две другие группы изучали курс «Подделки и загадки истории», причём в одну из них входили только отличники, среди которых были специалисты в области инженерного дела и естественных наук.
Занятия по истории предусматривали развитие критического мышления. Студентов учили распознавать логические ошибки, рассказывали об «аргументе к незнанию» и других уловках, а также давали прямые указания о том, как проверять ложность или истинность утверждений. В частности, им приходилось применять правило Карла Сагана «В цепочке аргументов должно работать каждое звено (включая первоначальную предпосылку), а не большая их часть». Учащиеся курса по психологии служили контрольной группой.
Перед началом и в конце семестра всех студентов попросили принять участие в опросе. Нужно было оценить псевдонаучные утверждения по семибалльной шкале: от «я в это совершенно не верю» до «я в этом твёрдо убеждён». Одни темы — например, существование Атлантиды — рассматривали в ходе курса по истории, другие — нет. Уже известный учащимся материал в тест включили намеренно: это позволило исследователям понять, поменяли ли студенты представления об отдельных фактах или изменили стиль мышления в целом.
Результаты показали, что убеждения участников из контрольной группы остались прежними. А вот «историки» в конце семестра поддавались очарованию лженауки гораздо меньше. Убеждённость отличников упала на 0,5 и 1 пункт (если темы освещали в рамках курса). У студентов из группы со средней успеваемостью эффект был не настолько явным, но тоже статистически значимым.
«Изменение, которые мы наблюдаем у этих студентов, очень важно, потому что убеждения крайне сложно изменить», — говорит Маклафлин. «Важно так же отметить, что этих результатов удалось достичь в рамках одного курса, — добавляет Магилл. — Обучение критическому мышлению в ходе нескольких курсов может иметь более выраженный эффект. Это исследование иллюстрирует важность такого рода обучения и роль, которую в этом процессе могут сыграть гуманитарные предметы».