Спойлеры увеличивают удовольствие от просмотра

Спойлеры — зло. Они мешают нам наслаждаться новыми сериалами, фильмами и играми, а в некоторых интернет-сообществах за них могут даже забанить. Спойлеры портят всё впечатление, правда? На самом деле нет: исследователи Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego) доказали, что всё как раз наоборот.

Профессор психологии Николас Кристенфелд (Nicholas Christenfeld) впервые задумался о сторителлинге, когда его дочери задали сочинение. «Она написала рассказ, в котором кто-то просыпается утром, делает одно, другое, третье, а потом идёт спать, — рассказывает он. — Я попытался объяснить ей, что нет, в истории обязательно должно быть развитие. Там должно быть какое-то испытание, и персонаж преодолевает это испытание или сдаётся, и в конце чему-то учится». Но собственные слова заставили Кристенфелда задуматься: действительно ли художественные произведения работают таким образом? Почему одни истории нам нравятся, а другие нет?

Если напряжение, сюрпризы и хорошая концовка спасают историю, то спойлеры её убивают. По крайней мере, так принято считать. «Мы спрашивали у многих людей: „Спойлеры портят вам удовольствие?“, — говорит Кристенфелд. — Большинство из них ответили: „да“». Однако исследования показывают, что предсказуемость делает опыт более приятным, и чем больше знаешь о произведении искусства, тем лучше. Так что профессор решил разобраться со спойлерами и поставил эксперименты на людях.

 

В ходе первого исследования учёные попросили добровольцев прочесть рассказы и оценить их. Для каждого они заранее подготовили краткий пересказ. Участнику выдавали три истории: одну без спойлеров, вторую со спойлерами в качестве вступления и третью — со спойлерами, которые полагалось прочесть до того, как приступать к самому произведению. Эксперимент повторили три раза с разными жанрами: детективами, ироничными рассказами с неожиданной фабулой или более серьёзными произведениями. Результат оказался неожиданным. «Мы обнаружили, что если ты спойлеришь, история нравится людям ещё больше», — говорит Кристенфелд. «Дело в том, что на самом деле мы смотрим эти вещи не ради концовки, — добавляет он. — Обращаю внимание скептиков на то, что люди пересматривают фильмы, часто — с всё возрастающим удовольствием»

Через два года исследователи решили выяснить, почему спойлеры добавляют удовольствия, и провели ещё один эксперимент. Добровольцы читали два рассказа — со спойлерами и без — но теперь оценивали их не в конце, а в середине истории. Если спойлеры нравятся людям только потому, что позволяют заранее узнать развязку, значит это не должно отразиться на оценках. Но результаты опять удивили учёных. «Оказывается, история, которую вам проспойлерили, больше нравится вам даже в процессе чтения, до того как вы переходите к заранее известной концовке», — говорит Кристенфелд.

Он считает, что спойлеры помогают зрителю или читателю увидеть конечную цель повествования и обращают его внимание на детали: «Если во время просмотра вы уже знаете, какой будет развязка, вы понимаете, что делает режиссёр. Вам доступна более широкая перспектива, и, в целом, вы можете лучше понять историю». Возможно, сюжет отвлекает нас от других важных аспектов произведения — описания ощущений, развития персонажа, мастерства автора. Спойлеры освобождают от необходимости следить за интригой и позволяют просто наслаждаться ими.

Теперь, когда люди знают, что спойлеры добавляют удовольствия, начнут ли они специально их искать? Скорее всего, нет. Даже те, кто пересматривает фильмы несколько раз, до сих пор уверены, что спойлеры портят впечатление. Отчасти это происходит оттого, что мы не можем два раза посмотреть кино в первый раз и сравнить, а возможность сделать это без спойлеров представляется лишь однажды.

Юлия Коровски :