Метафоры, которые мы используем для описания научных открытий, влияют на наше восприятие идеи и её автора — к такому выводу пришли учёные Корнелльского (Cornell University) и Колумбийского (Columbia University) университетов. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science.
Исследователи, знают, что открытия рождаются в результате множества проб и ошибок спустя годы работы. Но метафоры, которыми мы часто описываем вдохновение, приводят к тому, что хорошие идеи воспринимаются как что-то, что рождается внезапно, как некое исключительное событие.
Учёные решили выяснить, как люди воспринимают идеи, которые описывались с помощью нейтральной лексики или сравнивались с зажёгшейся лампочкой или пророщенным зерном. По словам авторов «сравнение с лампочкой подразумевает, что «блестящие» идеи становятся результатом внезапной вспышки вдохновения, которой удостаиваются избранные (гении), в то время как метафора «зерна» означает, что идеи развиваются постепенно и «культивировать» их может любой человек, который приложит достаточно усилий».
В ходе первого эксперимента учёные проверили, как люди воспринимают изобретение Аланом Тьюрингом предшественника современного компьютера. «Мы обнаружили, что идея, описанная как „лампочка“, а не „зерно“ воспринималась как более исключительная», — говорит одна из авторов исследования Кристен Элмор (Kristen Elmore). Но с учёными женского пола всё обстояло иначе. В тех случаях, когда идеи сравнивались с пророщенным зерном, участники делали вывод о том, что женщины — лучшие изобретатели, чем мужчины. Эти результаты позволили исследователям предположить, что на восприятие инноваторов влияют гендерные стереотипы.
Во время третьего испытания они представили участникам описание работы женщины (Хеди Ламарр) или мужчины (Джорджа Антейла), которые совместно работали над технологией расширения спектра (предшественник современной беспроводной связи). Метафора «зерна» ассоциировалась с представлениями о женской, а сравнение с «лампочкой» — мужской гениальности.
Теперь учёные планируют провести исследования в учебных заведениях. «То, как учителя и студенты обсуждают открытия, может повлиять на представления учеников о том, откуда берутся хорошие идеи и у кого они рождаются чаще, — говорит Элмор. — Способность придумывать хорошие идеи пригодится в любой области — и тем студентам, которые работают над научной гипотезой, и тем, кто выбирает тему для сочинения по английскому языку. Если язык подчёркивает роль усилий, а не вдохновения, он может повысить мотивацию учеников».
- Мелковый период, или Как мы давали названия цветам, и что из этого вышло: часть I, часть II
- Станислав Дробышевский. Культура, язык, домашние животные и интеллект