Считалось, что знаменитого кроманьонца Сунгирь 1 убили, ударив ножом в шею. А повреждение на его черепе — результат удара лопатой при раскопках, оплошность студента-археолога. Теперь российские антропологи и археологи заново исследовали череп и пришли к неожиданным выводам.
История мужчины Сунгирь 1 ждёт своей экранизации: широкоплечий и рослый богатырь 30 тысяч лет назад был авторитетом в своем племени, но смерть нашёл лютую: то ли несчастный случай на охоте, то ли «заказали». Расследование древнего инцидента имеет все признаки детектива: в 1999 году при очередной инвентаризации находок выяснилось, что некоторые кости Сунгирь 1, судя по предыдущей описи, пропали. Не хватало фрагментов лопаток, костей запястья и пясти, а также двух грудных позвонков. Куда же они делись? Пропажа обнаружилась спустя 10 лет. Когда в 2009 году антропологи стали пересматривать находки, в коробке с сунгирцем нашелся «отдельный пакетик», в котором лежали два недостающих позвонка, вместе с коленной чашечкой (которая, судя по шифру, принадлежала совсем другой находке — Костёнки II). Тогда антропологи А. П. Бужилова и Г. В. Лебединская провели рентгенографическое исследование одного из грудных позвонков и обнаружили в нем характерное углубление — след от удара предметом с острым краем, вероятно, каменным ножом. Удар наносился в основание шеи слева и должен был перебить сонную артерию, приведя к немедленной смерти от кровопотери. Это и считалось наиболее вероятной причиной гибели сунгирца.
Но расследование не закончилось на этом, и только что в российском журнале «Краткие сообщения Института археологии РАН» вышло продолжение детективной истории.
Стоит напомнить, что погребение мужчины на верхнепалеолитической стоянке Сунгирь (окраина города Владимира) было открыто случайно в 1964 году, когда археологи уже заканчивали обследование участка. 9 августа студент И. П. Хохольчик наткнулся на человеческий череп Сунгирь 5, который от удара лопатой раскололся. Вместе с этим черепом археологи обнаружили скопление охры и другие находки, и по некоторым признакам, ниже могло находиться еще одно погребение. Последовали раскопки, и 19 августа уже другой студент, А.В. Коновалов, зацепил лопатой новый череп — тот самый Сунгирь 1. Череп на этот раз не развалился, но на кости осталась зарубка.
Именно поэтому повреждение на лобной кости сунгирца считали результатом неосторожности студента-археолога. Однако новое обследование находки показало, что не всё так просто: след от удара лопатой действительно имелся, однако рядом с ним находилось ещё одно, более крупное сквозное отверстие. Поскольку оба повреждения располагались очень близко друг к другу, их считали результатом одного воздействия — удара лопатой. После очистки черепа, его реставрировали по использовавшейся тогда методике: повреждения заполнили мастикой, а череп покрыли снаружи защитной красно-коричневой краской. О том, что сквозное повреждение уже имелось на черепе в момент раскопок, говорят старые фотографии, на которых череп ещё не расчищен до конца и в отверстии виднеется грунт.
Теперь, спустя 60 лет, исследователи провели трасологический анализ повреждений черепа, сделали ему КТ и так далее. Специалисты пришли к выводу, что большинство следов на черепе согласуются с известной историей исследований Сунгирь 1 — все, кроме сквозного миндалевидного отверстия в лобной кости.
Следы на черепе авторы публикации разделили на 4 группы:
- Позднейшие повреждения, возникшие при хранении черепа — они приводили к нарушению слоя покрывавшей череп краски,
- Следы инструментов, которыми череп чистили археологи — эти отметины возникли до покраски находки,
- Следы от удара предметом с удлиненным острым ребром — вероятно, лопатой при раскопках,
- И, наконец, то самое сквозное отверстие на лобной кости.
Исследователям удалось с высокой достоверностью установить последовательность появления следов. Важно, что следы первых трёх групп, судя по их особенностям, оставлены на поверхности уже старой, сухой и хрупкой кости. В частности, след от удара лопатой, приведший к продольному растрескиванию поверхности, не мог бы иметь такую форму, если бы кость была свежей.
Совсем по-другому выглядит отверстие из группы 4 — как говорится в статье, оно «во всех деталях соответствует характеристикам деформации крепкой «живой» кости черепа». То есть речь о черепно-мозговой травме, полученной человеком, когда он, скорее всего, ещё был жив… но недолго. Исходя из данных, накопленных криминалистами в натурных экспериментах (не с живыми людьми, а с «биоманекенами», то есть трупами), авторы полагают, что удар наносился твердым массивным предметом с острым краем, с уплощенным трёхгранным сечением. Это совсем не похоже на лопату! Возможно, орудием служил крупный бифас или просто подвернувшийся под руку камень.
Специалисты реконструировали картину преступления, исходя из высокого роста индивида Сунгирь 1, места и ориентации отверстия. Вероятно, мужчина лежал на спине, а человек, нанёсший удар, сидел у жертвы на груди, удерживая орудие двумя руками. Согласно второй версии, жертва в момент удара стояла на коленях.
Как это согласуется с предыдущей версией о смерти в результате удара в шею? Её теперь нужно совместить с новыми данными: вероятно, после удара по голове в шею действительно наносился второй, «контрольный» удар, которым убийца добил свою жертву. И теперь уже ни о каком несчастном случае на охоте речи не идёт. Более 30 тыс. лет назад в Сунгире произошло преднамеренное убийство.