На высоте 4000 метров найден автограф детей денисовцев

Как вы себе представляете древнейшее изобразительное искусство? Быки или мамонты на стене пещеры? Каракули в стиле «палка-палка-огуречик»? Нет! Самая древняя живопись — это отпечатки ладошек. Точнее, не отпечатки, а трафареты — когда красителем покрывается пространство вокруг прижатой к стене руки. Самые ранние «шедевры» такого рода найдены на Сулавеси и в испанской пещере Эль-Кастильо. Возраст в обоих случаях — около 40 тыс. лет. Но теперь этим памятникам предстоит померкнуть перед находкой гораздо более древней, сделанной на Тибетском плато, да ещё и на высоте более 4000 м над уровнем моря. Правда, в данном случае речь не о трафаретах, а об отпечатках рук и ног, оставленных в мягком травертине.

Недалеко от деревни Кесанг на высоте 4269 м когда-то находился термальный источник. Сейчас о нём напоминают обильные отложения травертина — породы, сформированной известковым осадком из воды, богатой карбонатом кальция. Травертин образует вокруг неактивного источника кольцеобразное возвышение. Неподалеку бурлит и современный, действующий источник.

Древние отпечатки рук и ног впервые обнаружили рядом с деревней в 1988 году, а всерьёз исследовали в 2018—2020 гг. На поверхности травертина виднеются пять следов ладоней и пять следов стоп, причём четыре отпечатка ног правые, а один левый опечатан поверх других следов. В статье эту совокупность следов авторы для краткости именуют «арт-панелью».

Средний размер отпечатка стопы — 192 мм, все они могли быть оставлены одним человеком, а строение в целом соответствует следам современного человека. Судя по размерам, следы принадлежали ребёнку 7—8 лет.

Отпечатки рук более разнообразны по размерам и форме, но не выходят за пределы изменчивости Homo sapiens. Длина ладоней в среднем 16 см — кисти такого размера могли принадлежать 12-летнему подростку, хотя пальцы относительно длинные, и, исходя из длины среднего пальца, получается даже 17-летний возраст. В любом случае, «автор» отпечатков ладошек был старше того, кто наследил на травертине ногами.

Сейчас отпечатки находятся на поверхности, но, вероятно, когда-то скрывались под другими напластованиями. Исследователи датировали травертиновый слой, в котором отпечатались следы, с помощью уран-ториевого метода, для чего взяли 50 приповерхностных образцов, в том числе непосредственно из отпечатка руки.

Кстати, образец из отпечатка был получен так: когда учёные снова прибыли на место в 2020 году, то обнаружили, что часть травертиновой плиты с отпечатками кем-то или чем-то повреждена: её кусок, содержавший часть одного из отпечатков, отломан. Его подобрали; убедились, что фрагмент стыкуется с остальной частью, и с помощью дрели извлекли из него образцы для датирования.

Выяснилось, что травертиновый слой сформировался 169—226 тыс. лет назад. Для образцов из отпечатка диапазон сузился до 188—207 тыс. лет.

Известно, что мягкий травертин после того, как перестаёт омываться водой из источника, затвердевает менее чем за два года. Поэтому, если отпечатки были оставлены в мягком травертине, их возраст должен быть примерно равен полученным датировкам: около 200 тысяч лет.

3D-визуализация отпечатков в Кесанге.

Впрочем, может быть, это лишь имитация отпечатков — они вырезаны на уже затвердевшей породе с помощью каких-то инструментов?

Один из авторов исследования специально оставил свои отпечатки на мягком травертине рядом с действующим источником — и убедился, что результат очень похож на древние следы: совпадают и форма, и характерные вздутия травертина между пальцами, и особенности поверхности под пальцами и вокруг отпечатков. Кроме того, на древних отпечатках нет ничего похожего на следы от инструментов, которыми их могли вырезать.

Идее искусственности отпечатков противоречит и то, что они частично перекрываются.

Надо добавить, что вокруг современного источника имеется ряд других отпечатков рук, вероятно, оставленных людьми относительно недавно. Они ничем не отличаются от древних следов, кроме того, что поверхность их отполирована в результате прикосновения рук паломников, приходящих к источнику.

Отдельное внимание авторы уделяют вопросу: можно ли найденную «арт-панель» назвать произведением искусства? Исследователи полагают, что следы не были оставлены случайно кем-то, «вляпавшимся» в травертин. Случайности противоречит их расположение и наличие рядышком отпечатков и рук, и ног — подобные сочетания в археологии встречаются крайне редко. Представьте, что двое детей играли у источника и намеренно оставили эту мозаику из отпечатков. Такое действие вполне можно назвать творческим актом, а в результате получилась некое «произведение наивного искусства». В конце концов, чем это принципиально отличается от результатов творческих усилий современных детей? Чем отличается от трафаретов в пещерах Сулавеси или Эль-Кастилло? А ведь их большинство специалистов считают древним искусством.
Итак, «арт-панно» в Кесанге — произведение, которое более чем в четыре раза древнее известных до сих пор аналогов, а кроме того свидетельство, что самыми первыми художниками среди людей, возможно, были дети. И всё это на высоте 4 км. Дети гор!

Можно вспомнить, что именно на Тибетском плато, в пещере Байшия не так давно была найдена денисовская челюсть возрастом 160 тыс. лет. Следов сапиенсов подобной древности здесь ещё никто не находил, так что очень вероятно, что резвившиеся у источника юнцы были денисовцами! Впрочем, если так, то оценки возраста древних художников могут быть неверны, мы ведь очень мало знаем об особенностях анатомии денисовцев Тибета. Вдруг они были карликами с крошечными руками?

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).