Любопытство и процесс обучения

+7 926 604 54 63 address
 Исследование показывает, что любопытство увеличивает способность к запоминанию и обучению.
Исследование показывает, что любопытство увеличивает способность к запоминанию и обучению.

Усвоить информацию по теме, которая нас интересует, проще. Новое исследование, отчёт о котором опубликован в журнале Neuron, даёт представление, что происходит в мозге, когда человеку любопытно. Полученные данные могут помочь учёным в поисках новых методов обучения как для здоровых людей, так и для тех, кто страдает от неврологических заболеваний.

«Наши выводы могут иметь далеко идущие последствия для людей, поскольку они дают представление о том, как форма внутренней мотивации — любопытство — влияет на память. Эти результаты открывают дорогу к повышению качества обучения в школах и других образовательных учреждениях», — говорит ведущий автор исследования д-р Маттиас Грубер (Dr. Matthias Gruber) из Калифорнийского университета в Дэвисе.

Участники эксперимента в ряду простых вопросов выбирали те, ответы на которые им наиболее интересны. Между оценкой вопроса и получением ответа на него была 14-секундная задержка, во время которой демонстрировались фотографии людей. Затем участники выполняли тест, о котором они не были предупреждены заранее — проверялась память для лица, которые были показаны на фотографиях. Далее было изучено, как участники запомнили ответы на тестовые вопросы. Во время ключевых моментов исследования работа мозга испытуемых изучалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Исследование позволило сделать три основных вывода. Во-первых, как и ожидалось, когда люди заинтересованы в получении ответа на вопрос, они удовлетворены, получив информацию. Неожиданностью стало то, что после того, как человек почувствовал любопытство, он становится более восприимчив к получению любой информации, даже той, которая не вызывает прямого интереса, что и показали тесты на распознавание лиц. «Любопытство может перевести мозг в состояние, позволяющее ему получать и усваивать любую информацию, это словно воронка, которая засасывает и то, в чём вы заинтересованы, и всё вокруг этого», — объясняет д-р Грубер.

Во-вторых, исследователи установили, что когда включается любопытство, в мозге наблюдается повышенная активность цепи вознаграждения. «Мы показали, что внутренняя мотивация на самом деле включает те же участки мозга, которые активно участвуют в материальной, внешней мотивации», — говорит д-р Грубер. Цепь вознаграждения опирается на действие нейромедиатора дофамина.

В-третьих, выяснилось, что когда происходит мотивированное любопытством обучение, в гиппокампе, области мозга, важной для формирования новых воспоминаний, фиксируется повышенная активность. Также происходит усиление взаимодействия гиппокампа и цепи вознаграждения мозга.

«Так любопытство включает систему поощрения и связывает систему поощрения и гиппокамп, что приводит мозг в состояние, в котором увеличивается способность воспринимать и хранить информацию, даже если эта информация не представляет особого интереса или важности», — объясняет главный исследователь доктор Чаран Ранганат (Charan Ranganath), также работающий в Калифорнийском университете в Дэвисе.

.
Комментарии