Океаны экзопланет могут способствовать возникновению жизни

Учёные утверждают, что циркуляция чрезвычайно солёной или пресной воды на других планетах может повлиять на температуру поверхности.

Согласно новому исследованию Центра океана и атмосферных наук (The Centre for Ocean and Atmospheric Sciences, COAS) университета Восточной Англии (University of East Anglia), опубликованному в журнале PNAS, содержание солей в океанах отдалённых экзопланет может оказывать существенное влияние на климат и способствовать возникновению более подходящих для жизни условий.

До недавнего времени компьютерные симуляции климата на землеподобных планетах сосредотачивались на атмосфере. Но для понимания стабильности климата и его пригодности для жизни крайне важно изучать океаны. Ранее учёные не рассматривали вероятность того, что моря на экзопланетах могут быть более или менее солёными, чем земные.

«Океаны играют важную роль в поддержании жизни и могут оказывать огромное влияние на климат, — говорит Дэвид Стивенс (David Stevens) из университета Восточной Англии. — Но предыдущие исследования циркуляции океана на других планетах исходили из предположения, что основные свойства инопланетных океанов — такие как солёность и глубина воды — сходны с земными. Мы хотели выяснить, что происходило бы на планетах, которые, на первый взгляд, похожи на Землю, если бы свойства их океанов радикально отличались от земных».

Чтобы узнать, как содержание солей повлияет на циркуляцию океана, исследователи использовали компьютерное моделирование. Они проанализировали океаны с очень низкой (близкой к пресной воде), высокой (как в Мёртвом море) и близкой к обычной земной солёностью.

«На Земле циркуляция устроена так, что тёплая вода движется к полюсам на поверхности, охлаждается и опускается на высоких широтах и течёт к экватору на глубине. — Объясняет доктор Манодж Джоши (Manoj Joshi) из университета Восточной Англии. — Наше исследование показало, что инопланетные океаны с более высокой солёностью, чем земная, циркулировали бы в обратном направлении — вода двигалась бы от полюсов к экватору на поверхности, опускалась в тропиках и возвращалась к полюсам на глубине». В ходе компьютерной симуляции, учёные обнаружили, что вода в пресных океанах двигается по схожему маршруту.

Эти режимы циркуляции могут привести к резкому потеплению в полярных областях и расширить размер обитаемой зоны планеты. «Конечно, экзопланеты отличаются от Земли по многим параметрам, и некоторые из этих параметров — такие как приливообразующие силы, планетарное вращение, глубина океана и расположение континентов — будут существенно влиять на циркуляцию океана, — говорит Джоди Каллум (Jodie Cullum), одна из авторов исследования. — Но это важная работа. Она поможет нам лучше разобраться в пригодности далёких планет для жизни».

В настоящее время точно неизвестно, какие планеты за пределами Солнечной системы обладают жидкой водой. Однако есть несколько потенциальных кандидатов. Например, суперземля Кеплер-440 b и экзопланета Глизе 1214 b.