Где искать девятую планету?

Орбита Планеты Икс (P9). Красным отмечены участки, на которых планета никак не может находиться, зелёным — участок наиболее вероятного её нахождения. Чёрная окружность внизу — орбита Нептуна, для представления о масштабе.

Область, в которой следует искать гипотетическую Планету Икс, девятую планету Солнечной системы, сужается. Французские астрономы опубликовали работу (журнал Astronomy & Astrophysics), в которой для определения местоположения новой планеты используются данные, полученные станцией «Кассини».

Константин Батыгин и Майк Браун определили, что на объекты пояса Койпера оказывает влияние планета массой порядка десяти земных масс, которая движется по эллиптической орбите (большая полуось порядка 400—1500 а. е., эксцентриситет порядка 0,5—0,8, наклон орбиты около 30°). Но в работе Батыгина и Брауна нет указаний на то, в какой точке своей орбиты находится Планета Икс сейчас. Обнаружить настолько удалённый от нас объект, не сузив область поиска, практически невозможно.

Начиная с 2003 года, Аньес Фьенга (Agnès Fienga, астроном обсерватории Лазурного берега), Жак Ласкар (Jacques Laskar, старший научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции) и их коллеги занимаются созданием таблицы координат Солнца, восьми больших планет Солнечной системы, карликовой планеты Плутон и Луны (INPOP). Данные, полученные с помощью «Кассини», например, дают возможность вычислить расстояние между Землёй и Сатурном с погрешностью около 100 м. После того, как появились сообщения о работе Батыгина — Брауна, французские астрономы включили данные о предполагаемой планете в свою систему. Расчёты показали, что если бы планета находилась на определённых участках своей орбиты, то она повлияла бы на орбиту Сатурна достаточно сильно, чтобы это можно было обнаружить при анализе данных, полученных «Кассини» в 2004 году. Однако таких возмущений выявлено не было. Вместе с тем, есть данные, которые могут свидетельствовать о влиянии Девятой планеты, если предположить её наличие на других участках орбиты. Тогда добавление Планеты Икс уменьшает расхождение между моделью, рассчитанной астрономами, и наблюдаемыми данными.

Существование девятой планеты может быть подтверждено только прямым наблюдением, и сокращение возможных направлений поиска приближает решение этой задачи.