Обучение письму в раннем возрасте

+7 926 604 54 63 address
Буратино учится писать.
Уже после распространения шариковых ручек учителя во многих советских школах долгое время продолжали требовать от школьников, особенно в младших классах, использовать для письма ручки перьевые, так как считалось, что навык обращения с ними лучше развивает мелкую моторику рук и способствует формированию красивого почерка.

Несмотря на то, что с развитием технологий в повседневной жизни всё меньше места остаётся для рукописного способа передачи информации, детям в раннем возрасте необходимо получить навык письма. И обучение следует начинать ещё до того, как ребёнок пойдёт в школу. Таковы выводы исследования, проведённого специалистами Тель-Авивского университета (Израиль).

Материал, опубликованный в журнале Early Childhood Research Quarterly, объясняет, почему раннее обучение письму, предшествующее любому формальному образованию, играет важную роль в повышении уровня грамотности, увеличении словарного запаса, улучшении мелкой моторики ребёнка. В исследовании, проведённом под руководством профессора Дорит Арам (Dorit Aram), отмечается большое значение раннего родительского обучения детей грамоте и приведены полезные приёмы, способствующие эффективности занятий.

«Родители в США одержимы идеей обучения детей знанию алфавита, — говорит профессор Арам. — Наверное, потому, что английский — это «непрозрачный» язык. Слова звучат не так, как пишутся, в отличие от «прозрачного» испанского или итальянского. Родители начинают с заучивания букв, но то, что они должны делать — построить «строительные леса» навыка грамотного письма, помогая детям соотносить звуки с буквами на странице, даже если буквы — «непрозрачные»».

Графо-фонематическое посредничество

Профессор Дорит Арам провела последние 15 лет, изучая, как взрослые могут обучать маленьких детей письму. Основным компонентом разработанной ею методики обучения является то, что она называет «графо-фонематическое посредничество». С помощью этого метода воспитатель активно помогает ребёнку разбить слово на сегменты для передачи звуков соответствующими буквами. В ходе обучения, к примеру, родители направляют ребёнка, попросив его «озвучить» слова, которые он, уже зная буквы, самостоятельно написал на бумаге. Это противоречит наиболее распространённой традиционной модели, в которой детям говорят, какие именно буквы следует писать, а потом проверяют, как они это сделали.

«Раннее письмо — это важный, но недостаточно изученный метод обучения, — говорит профессор Арам.  — Взрослые часто вспоминают обучение письму в школе как «пытку». Мой опыт в этой области показывает, что всё может быть совсем не так — дети очень заинтересованы в письме. В отличие от чтения, это реальная деятельность. Дети смотрят на то, как их родители пишут и печатают, и хотят им подражать. Моя цель — научить взрослых помогать детям войти в мир письменности, показывая им все прекрасные вещи, которые можно достичь через письмо».

«Строительные леса»

В исследовании приняли участие 135 детей дошкольного возраста (72 девочек и 63 мальчика) и их родители (в основном матери) различного этнического происхождения, со средним доходом. Им было дано задание написать приглашение на день рождения. Исследователи проанализировали степень родительской поддержки и оценили фонологическую осведомлённость, знание алфавита, понимание значения слов, словарный запас, мелкую моторику детей. В целом графо-фонематическая поддержка наиболее выраженно влияет на понимание значения слов и мелкую моторику детей.

Профессор Арам и её коллеги обнаружили, что «строительные леса» — помощь родителей, были самым значимым фактором в формировании ранней грамотности.

«Секрет в том, чтобы поощрять детей к письму, но помнить, что существует правильное и неправильное написание, — говорит профессор Арам. — Мы обнаружили, что «строительные леса» наиболее эффективны, потому что родитель направляет ребёнка. И когда родитель в процессе занятий требует точности и вдумчивости, т.е. «Что ты имел в виду, написав это? Давай, помогу» — это развивает литературные навыки ребёнка».

Профессор Арам в настоящее время работает над методами обучения письму детей из малообеспеченных семей с тем, чтобы их родители смогли подготовить подрастающее поколение к вхождению в «цифровой мир», а также над усовершенствованием метода графо-фонематического посредничества.

.
Комментарии