Свидетели тысячелетий

Клональная колония тополя осинообразного Пандо в Национальном лесу Фишлейк в США, штат Юта. Один из крупнейших и древнейших живых организмов на планете.

«Тысячелетний дуб» — расхожий образ в народных сказках, в художественной литературе, в мультипликации и игровом кино. Гигантские старинные деревья легко представить хранителями древних тайн, свидетелями событий многовековой и тысячелетней давности. Однако на самом деле самые старые деревья планеты совсем не обязательно гигантские. По крайней мере, на вид.

На открывающей картинке, например, вы видите рощицу небольших деревьев. Выглядят эти растения довольно молодо. Но внешность обманчива: это не просто рощица, а клональная колония, то есть группа генетически идентичных живых особей, размножившихся вегетативно и имеющих отчасти общую корневую систему. С точки зрения биологов эта колония — единый организм. На вышеупомянутом фото — клональная колония тополя осинообразного (Populus tremuloides), произрастающая в Национальном лесу Фишлейк в США, штат Юта. У неё есть имя собственное — её зовут Пандо. Она насчитывает 47 тысяч особей и занимает 43 гектара, а радиоуглеродный анализ её корневой системы показал, что растёт она на этом месте ни много ни мало — 80 тысяч лет. Общая же её масса равна аж шести тысячам тонн. Всё это позволяет колонии по имени Пандо претендовать на звание старейшего и, возможно, крупнейшего живого организма в мире. Во всяком случае — среди наземных растений.

В воде, однако, есть организм, готовый бросить Пандо вызов. Это клональная колония травянистого морского растения посидония океаническая (Posidonia oceanica) в Средиземном море неподалёку от острова Ибица. По оценкам австралийских учёных её возраст — от 12 000 до 200 000 лет (скорее всего, около 100 000). Подводный луг посидонии протянулся почти на 16 километров вдоль берега и имеет до 8 километров в поперечнике. Суммарная масса составляющих его растений — около 6 тысяч тонн, как и у тополя Пандо, но с возрастом в 100 000 лет и площадью в 12 тыс. гектаров колония водяной травы покрывает американские деревца, как бык овцу.

Посидония океаническая
Луг подводный травы посидонии океанической — клональная колония, чей предположительный возраст — около 100 тысяч лет.

Другой дремучий растительный организм напоминает сказочные тысячелетние дубы названием и вчистую убивает их возрастом. Это так называемый Джурупский Дуб, колония из семидесяти растений вида дуб Палмера (Quercus palmeri), растущих в долине Джурупа (Калифорния, США). Колония опять-таки клональная, то есть растения отпочковались друг от друга вегетативным путём и генетические маркеры идентичны, часть из них имеют общую корневую структуру, часть связаны друг с другом перевершиниванием. В общем, ботаники решили считать и эту колонию единым организмом и по неким косвенным признакам установили её возраст равным приблизительно тринадцати тысячам лет. Тоже внушительно, хоть и не 100 тысяч и даже не 80.

Джурупский дуб
Джурупский дуб.

Если все предыдущие растения почему-то умрут, титул старейшины автоматически перейдёт к колонии креозотовых кустов (Larrea tridentata), известной как Королевский Клон (Кинг Клон, King Clone). Она произрастает кольцом в пустыне Мохаве и практикует это несуетливое занятие уже около 11 700 лет.

Кинг Клон
Кинг Клон, клональная колония креозотового куста возрастом 11700 лет в пустыне Мохаве, выглядит чахлым кустарником и растёт кольцом, достигающим в поперечнике не более 20 метров.

Если на минуточку отвлечься от царства растений, можно выяснить, что лавры самого большого организма планеты, вероятно, принадлежат вообще не дереву, не кусту и лугу морской травы. Более того, это даже не слон, не синий кит и не кто-то из безвременно почивших динозавров. Это — вы не поверите — гриб. А именно — опёнок. В этот момент хочется возразить: «Постойте! Опёнок?! Маленький такой грибок из тех, что растут семейками на подгнивших пнях?» Вот именно. Он самый. В реликтовых лесах на востоке штата Орегон, США, биологи, изучая причину гибели множества деревьев, в 1998 году обнаружили гигантскую грибницу опёнка тёмного (Armillaria ostoyae), занимающую площадь более 880 гектаров. Приблизительный возраст этого организма-гиганта — 2,4 тыс. лет. Не такой старый, то есть, как вышеописанные растения, но среди наземных организмов, похоже, самый большой из известных.

Armillaria ostoyae
Гигантский орегонский опёнок. Понятное дело — не весь.

Всё это, однако, вещи мало очевидные. Без специального исследования их не установить, да и будучи установленными, они продолжают вызывать вопросы: как измеряли возраст, точно ли это один организм, верно ли определены размеры? Собственно деревья в этом смысле внушают как-то больше доверия. Ну что ж, давайте посмотрим на самые старые и самые большие отдельно стоящие деревья.

Среди живых деревьев главным долгожителем на данный момент считается ель (Pícea ábies) по прозвищу Старый Тикко (Old Tjikko). Она хоть и худовата, и ростом всего около пяти метров, вполне производит впечатление старого дерева. Правда, стволу Old Tjikko «всего» несколько сот лет, причём большую часть из них он провёл в состоянии жалкого кустика. В рост пошёл — внезапно — в середине прошлого столетия. А вот корни у этой ёлочки знатные — приблизительно 9550 лет им. Ну, то есть, это в 2008-м им столько насчитали. Теперь, видимо, стоит прибавить семь. Старый Тикко — самое древнее известное живое отдельно стоящее клональное дерево. Отдельно стоит оно в Швеции, в провинции Даларна.

Ель Старый Тикко
Ель Старый Тикко — её корням 9550 лет.

А вот самым древним известным живым деревом по возрасту ствола, то есть не клональным, а настоящим, индивидуально растущим деревом, с возрастом, определённым по годовым кольцам, до недавнего времени считалась произрастающая в американском Национальном парке Иньо сосна остистая межгорная (Pinus longaeva), получившая от ботаников прозвище Мафусаил (Methuselah). В этом году ей стукнуло 4847 лет. С высоты прожитых лет она смотрит на библейского старца Мафусаила, как известно на что: тому, согласно традиции, было всего-то 969 годиков. Но и на неё есть кому взглянуть свысока: в 2012 году в той же местности было обнаружено живое дерево, которому на тот момент было 5062 года.

Сосна остистая межгорная
Очень старая сосна остистая межгорная выглядит так. На фото, вероятно, не Мафусаил и не его старший товарищ: точное местоположение и внешний вид двух древнейших деревьев исследователи не предают огласке.

Есть в мире, как минимум, три дерева, которые, возможно, могли бы поспорить древностью с американскими остистыми соснами, если бы не одно «но» — сердцевина их стволов утрачена, а это затрудняет точное определение возраста. Два из них принадлежат виду тис ягодный (Taxus baccata). Первый, известный как Тис из Ллангернив (Llangernyw Yew), произрастает, соответственно, в Ллангернив (это в Уэльсе, Великобритания). Исследователи дают ему от четырёх до пяти тысяч лет. При этом выглядит он, ну не как огурчик, но вполне живым деревом в самом расцвете сил.

Тис из Ллангернив
Тис из Ллангернив.
Тис из Ллангернив
Определить точный возраст Тиса из Ллангернив затруднительно — его сердцевина полностью разрушена.

Ещё один древний тис растёт в Тисбери, это такая деревня в графстве Уилтшир в Англии. Его так и называют: Тисберский Тис или Тис из Тисбери (Tisbury Yew Tree). Его возраст также оценивается между четырьмя и пятью тысячами лет. Точнее тоже не сказать.

Тис из Тисбери
Так Тис из Тисбери выглядел в конце XIX века.
Тис из Тисбери в 2011 году. В XX веке ствол укрепили
Тис из Тисбери в 2011 году. В XX веке ствол укрепили.

Эти два тиса, судя по всему, самые старые в Европе. Во всяком случае, из тех, что посчитаны.

Их приблизительным ровесником и, вероятно, самым старым живым организмом в Азии считается Абаркухский Кипарис (سرو ابرکوه, Sarv-e Abarqu; дерево вида Кипарис вечнозелёный, Cupressus sempervirens). Он растёт в иранском остане Йезд, центре зороастрийской, йазданистской культуры. Поэтому его ещё называют Зороастрийский Сарв. Его возраст также оценивается где-то между четырьмя и пятью тысячами лет. Это старейший кипарис на Земле. Его высота — 25 метров, обхват — 18 метров.

Абаркухский Кипарис. Возможно, самое старое дерево в Азии
Абаркухский Кипарис. Возможно, самое старое дерево в Азии.
Сердцевина Абаркухского Кипариса также утеряна. Более молодые ответвления позже вновь срослись почти в единый ствол, но точное определение возраста дерева затруднено.

Ещё один неуточнённый кандидат в древесные гипераксакалы живёт на японском острове Якусима (префектура Кагосима). Это криптомерия (Cryptoméria japónica, известная также как «японский кедр») по прозвищу Дзёмон Суги (Jōmon Sugi, 縄文杉) — прекрасное зелёное дерево семейства Кипарисовые двадцати пяти с хвостиком метров высотой. С определением возраста у него, правда, проблема похлеще, чем у британских тисов: от 2170 до 7200 лет. Удивительный вопрос: почему такой разброс? А вот почему. Впервые возраст Дзёмон Суги подсчитал преподаватель университета Кюсю в 1966 году. Его расчёты основывались на высоте (25 м) и обхвате (16 м) дерева и на знании о темпах роста криптомерий (который замедляется с возрастом). Именно тогда было получено число 7200 лет. Но с этой оценкой есть одна важная проблема: на Якусиме и в южной части Кюсю обнаруживаются пирокластические отложения толщиной 1—2 метра. Остров был полностью покрыт продуктами взрыва кальдеры Кикаи, который произошёл в 35 км от Кюсю, по разным оценкам, от 5300 до 7300 лет назад. Понятно, что пережить такой катаклизм дерево едва ли могло. Но даже если допустить, что взрыв был 7300 лет назад, вряд ли всего через сто лет на покрытом лавой и пеплом острове начали расти криптомерии. То есть, это, наверное, возможно, но маловероятно. Точно определить возраст дерева обычными дендрохронологическими методами тоже непросто. Как правило, с живыми деревьями это делается так: исследователи высверливают отверстие от коры до сердцевины тонким полым сверлом и потом считают в полученном цилиндре годовые кольца. Однако у старых японских кедров сердцевина полая. По сохранившимся кольцам от поверхности до пустой сердцевины в самой толстой части ствола дендрологи насчитали 2170 лет. Углеродный анализ кусочка, близкого к опустевшей сердцевине, подтвердил этот возраст. Однако второе по обхвату (и значительно отстающее по этому параметру) дерево в окрестностях Дзёмон Суги насчитывает 3000 лет. И это также подтверждено радиоуглеродным анализом. Более молодое дерево не должно быть значительно более толстым. Было, правда, предположение, что изначально Дзёмон Суги — это несколько разных деревьев, которые выросли рядом, вплотную, и с годами срослись стволами. Это могло бы объяснить такой внушительный обхват при возрасте 2170 лет. Однако анализ ДНК показал, что такую вероятность, скорее всего, следует исключить. Таким образом, среди претендентов в древесные старожилы-рекордсмены гигантская криптомерия с Якусимы имеет самые неопределённые позиции.

Дзёмон Суги
Криптомерия Дзёмон Суги в 2012 году.

Кстати, Дзёмон Суги, сколько бы ему ни было лет, не только прекрасно выглядит и не собирается в ближайшее время засыхать, но и ведёт активную международную деятельность: в 2009-м году оно подписало соглашение о партнёрстве с двухтысячелетним новозеландским деревом-каури Тане Махута (Tāne Mahuta, высота вместе с кроной 51,5 метра, обхват ствола 13,8 метра, высота ствола от земли до первых ветвей 17,7 метра, объём ствола 244,5 м³).

Новозеландское дерево-каури Тане Махута выглядит идеальным сказочным тысячелетним исполином. Но оно совершенно реально, и ему, в самом деле, 2000 лет.

Конечно, деревья не сами подписали договор — от их имени это сделали мэр Якусимы Тонао Хидака и председатель новозеландской организации Te Roroa Whatu Ora and Waipoua Forest trust Алекс Натан. Теперь японским и новозеландским учёным и студентам, интересующимся древнейшими деревьями, будет проще летать к зелёным гигантам в гости.

Мэр Якусимы Тонао Хидака и председатель новозеландской организации Te Roroa Whatu Ora and Waipoua Forest trust Алекс Натан во время подписания договора о сотрудничестве от имени подопечных древних деревьев.

И вновь перед нами ягодный тис с британских островов — Fortingall Yew, Фортингэльский Тис, старинное дерево, растущее во дворе церкви деревни Фортингэл в Пертшире, Шотландия. Тут разброс по возрасту не такой, как в случае с Дзёмон Суги, но тоже заметный: от двух до пяти тысяч лет.

Так, если верить художнику, выглядел Фортингэльский тис в 1744 году
Так, если верить художнику, выглядел Фортингэльский тис в 1744 году. Сердцевина была утрачена уже тогда. Чуть позже, в 1758 году, вокруг дерева возвели защитную стену.
В 1822 году Фортингэльский тис выглядел так
В 1822 году Фортингэльский тис выглядел так. Стену художник решил не изображать. Через 11 лет, в 1833 году, одну из двух получившихся после разрушения сердцевины боковых частей дерева спилили и пустили на сырьё для деревообрабатывающей мастерской.
Фортингэльский тис в наши дни
Фортингэльский тис в наши дни. На заднем плане видна защитная стена.

Ещё один претендент на то, чтобы считаться самым старым деревом в мире, — олива (Olea europaea). Она носит имя Ελιά Βουβών и растёт в деревне Ано Вувос на острове Крит. Ей дают также от двух до пяти тысяч лет: подсчитать у старых олив годичные кольца, как и у старых тисов, нет никакой возможности.

Вувосская олива. Теперь это дерево — национальное достояние Греции, внесено в массу международных списков природного наследия, к нему со всего мира едут туристы и учёные, а раньше оно принадлежало семье Карапатакис, во дворе дома которой росло. Хозяева закрывали все внешние отверстия каверн ствола камнями, оставляя лишь одно, которое служило входом для жившей в стволе оливы свиньи
Вувосская олива. Теперь это дерево — национальное достояние Греции, внесено в массу международных списков природного наследия, к нему со всего мира едут туристы и учёные, а раньше оно принадлежало семье Карапатакис, во дворе дома которой росло. Хозяева закрывали камнями все внешние отверстия каверн ствола камнями, оставляя лишь одно, которое служило входом для жившей в стволе оливы свиньи.

Среди деревьев, чей возраст подсчитан достаточно точно, третье место в мире по долгожительству — после двух вышеупомянутых американских остистых сосен — занимает фицройя кипарисовидная (она же — патагонский кипарис, Fitzroya cupressoides) из парка Алерсе-Андино в Чили. В 1993 году самым старым и толстым деревьям в этом парке посчитали методом прокола годичные кольца и установили среди них рекордсмена — 3622 года. Рекордсмену дали имя собственное — Gran Abuelo. Сегодня этому дереву 3644 года.

Ствол фицройи Gran Abuelo, парк Алерсе-Андино в Чили
Ствол фицройи Gran Abuelo, парк Алерсе-Андино в Чили.

Следующими в списке суперстарожилов до недавнего времени числились два гигантских секвойядендрона (Sequoiadendron giganteum) из Калифорнии, США. Личных имён у них не было, только учётные номера — CBR26 и D-21. Им на момент измерения годовых колец было по 3266 и 3220 лет соответственно. К сожалению, в обзоре 2013 года оба они уже значатся как мёртвые. Так что сразу за пьедесталом почёта, четвёртым, стоит дерево по имени Президент. Оно тоже гигантский секвойядендрон и тоже растёт в Сьерра-Неваде, в «Гигантском лесу» национального парка «Секвойя» в Калифорнии. Ему в 2012 году было 3200 лет. Сейчас, видимо, если оно ещё живое, — 3203.

Помимо почтенного возраста дерево по имени Президент поражает и другими параметрами. Его высота — 73,4 метра. Объём ствола — 1278,4 м³. Длина окружности ствола на уровне земли — 28,3 м. Число листьев — около двух миллиардов!

Гигантский секвойядендрон Президент
Гигантский секвойядендрон Президент.

Будучи, вероятно, самой старой в мире живой секвойей, Президент не является самой большой. Здесь пальма первенства принадлежит секвойядендрону по имени Генерал Шерман, растущему в том же национальном парке. Высота дерева Генерал Шерман составляет 83,8 м, объём ствола оценивается в 1487 м³, обхват у основания — 31,3 м, масса — в 1900 тонн, а возраст — в 2300—2700 лет. Генерал Шерман — не только самая большая секвойя, но и самое большое отдельно стоящее дерево на планете и самый большой в мире неклональный растительный организм.

Гигантский секвойядендрон Генерал Шерман. Вид от основания дерева
Гигантский секвойядендрон Генерал Шерман. Вид от основания дерева.
Ребёнок у корней Генерала Шермана
Ребёнок у корней Генерала Шермана.

Самый большой — это значит самый объёмный. Но при этом не самый высокий и не самый толстый.

Самое высокое дерево в мире на сегодняшний момент — секвойя вечнозелёная (Sequoia sempervirens) по имени Гиперион. Её высота — 115,55 метра. Растёт она в национальном парке Редвуд в Северной Калифорнии.

Секвойя Гиперион, самое высокое дерево в мире.  Интересный момент: верхушку Гипериона повредили дятлы (как известно, если дятел не долбит, он либо спит, либо умер), и теперь его догоняет и, возможно, скоро обгонит другая секвойя — Гелиос
Секвойя Гиперион, самое высокое дерево в мире. Интересный момент: верхушку Гипериона повредили дятлы (как известно, если дятел не долбит, он либо спит, либо умер), и теперь его догоняет и, возможно, скоро обгонит другая секвойя — Гелиос.

За звание самого толстого дерева в мире спорят два растения. Первое — баобаб Санлэнд в Лимпопо, Южная Африка.

Санлэнд, самый толстый в мире баобаб
Санлэнд, самый толстый в мире баобаб.

Обхват этого баобаба — около 47 метров, диаметр — 10,64 метра, высота — 19 метров, диаметр кроны — 30,2 метра. Согласно радиоуглеродному анализу, возраст гигантского баобаба — 1060±75 лет. Владельцы фермы Санлэнд, на территории которой стоит дерево и по имени которой оно названо, вычистили сгнившую сердцевину и устроили в ней винный погреб и бар.

Вход в бар, находящийся в стволе баобаба
Вход в бар, находящийся в стволе баобаба.
Интерьер бара в стволе баобаба
Интерьер бара в стволе баобаба.

Соперник баобаба по толщине — так называемое Дерево Туле (El Árbol del Tule). Это таксодиум мексиканский (Taxodium mucronatum, кипарис Монтесумы, Sabino), растущий в местечке Санта-Мария-дель-Туле в мексиканском штате Оахака.

Дети возле Дерева Туле
Дети возле Дерева Туле.

У дерева установлена табличка, согласно которой обхват таксодиума — 58 метров. Диаметр — 14,05 метра. Вроде как значительно толще южноафриканского баобаба. Но дело в том, что табличку делали местные жители, кровно заинтересованные в туристических деньгах. А к самому толстому дереву в мире, понятное дело, поедет гораздо больше народу, чем к просто очень толстому дереву. Независимые источники называют совсем другие цифры: измерения 2005 года показали, что его обхват составляет 36,2 метра.

Табличка у Дерева Туле
Табличка у Дерева Туле.

Первоначально в виду толщины дерева считалось, что это несколько разных деревьев, но затем тесты на ДНК подтвердили факт, что всё-таки это одно дерево; тем не менее, гипотезу о нескольких сросшихся стволах одного дерева это открытие не исключает. Возраст дерева, по различным оценкам, составляет от 1200 до 3000 лет; чаще всего называют число 1400, т.к., согласно легенде индейцев-сапотеков, оно было посажено именно столько лет назад жрецом Эхекатля, бога ветра. В целом легенда соответствует и представлениям историков, поскольку дерево растёт на бывшем священном месте индейцев.

В народе Дерево Туле называют также «древом жизни» — не только из-за возраста и размеров, но и из-за причудливых наростов, напоминающих фигуры различных животных.

Нарост Лев
Нарост Лев.
Нарост Слон
Нарост Слон.
Нарост Крокодил
Нарост Крокодил.

Деревом с самой раскидистой в мире кроной считается баньян.

У фикусовых деревьев есть воздушные корни — лишённые корневых волосков корневидные отростки на стволе и ветвях; воздушные корни растут очень медленно, некоторые из них достигают земли и укореняются; тогда их надземная часть утолщается, становясь чем-то вроде дополнительного ствола. Вот такой многоствольный фикус и называют баньяном.

Чаще всего в баньян разрастается фикус бенгальский (Fícus benghalénsis). Именно к этому виду и принадлежат три крупнейших в мире баньяна. Самый потрясающий из них носит имя Thimmamma Marrimanu (не уверен, что знаю, как правильно передать это имя кириллицей). Этому баньяну около 550 лет, у него 1100 дополнительных стволов, образовавшихся из воздушных корней, он растёт в индийском штате Андхра-Прадеш и занимает площадь 19107 м2. Окружность его кроны — 846 м. Это целый парк из одного дерева (посмотрите, как он выглядит на гугл-картах).

Воздушные корни баньяна Thimmamma Marrimanu
Воздушные корни баньяна Thimmamma Marrimanu.

Второй по размеру баньян растёт в Индийском ботаническом саду в Калькутте. Его имя — Великий Баньян (Great Banyan). Благодаря этому удачному имени крупнейшим баньяном в мире часто называют именно это дерево. Однако оно чуть поменьше и помоложе, чем Thimmamma Marrimanu, — его возраст, примерно, 200—250 лет, площадь — полтора гектара, а окружность кроны — около 350 метров.

Великий Баньян, Калькутта, ботанический сад, фото XIX века
Великий Баньян, Калькутта, ботанический сад, фото XIX века.

К сожалению, этот полуторагектарный фикус сейчас не имеет центрального ствола: в 1925 году главный ствол расщепило молнией, и работникам ботанического сада пришлось его вырезать. После этого Великий Баньян стал считаться клональной колонией, а не отдельно стоящим деревом. Многие его нынешние корни, впрочем, связаны кроной.

Великий Баньян в наши дни
Великий Баньян в наши дни.

Третий по размерам баньян растёт в Ботаническом саду Форда и Эдисона в Форт-Майерсе, штат Флорида, США, и был посажен в 1925 году самим Томасом Алвой Эдисоном, который, помимо известных заслуг, был ещё и заядлым садоводом. Окружность кроны этого баньяна — 400 футов (примерно 122 метра; по ссылке можно полюбоваться его замечательной интерактивной панорамой).

Памятник Томасу А. Эдисону под сенью посаженного им в 1925 году баньяна
Памятник Томасу А. Эдисону под сенью посаженного им в 1925 году баньяна.

Самым старым живым деревом, посаженным человеком, считается Дерево Бодхи в Анурадхапуре, Шри-Ланка.

Дерево Бодхи
Дерево Бодхи.

Оно выращено из семени того дерева, под которым Гаутаму Шакьямуни настигло то, что он счёл просветлением. Семя было помещено в землю в 288 году до нашей эры.

Дерево Бодхи относится к виду Фикус религиозный (священная фига, пипал, Ficus religiosa). Оригинальное Дерево Будды в Бодх-Гайа через пятьдесят лет после смерти великого распространителя и покровителя буддизма царя Ашоки срубили индуисты-консерваторы. Через некоторое время из Анурадхапуры, привезли росток, из которого в Бодх-Гайа вырастили новое дерево. Почти через 800 лет, в VI веке нашей эры, его опять срубили. Но поклонники Будды привезли со Шри-Ланки ещё один побег и вырастили дерево заново. В 1876 году его повалило бурей. И опять с юга привезли росток от того же анурадхапурского дерева, из которого выросло дерево, растущее до сих пор.

К слову, именно этому дереву посвящена песня Бориса Гребенщикова «Фикус религиозный».

У фикуса религиозного, как и у бенгальского фикуса, есть воздушные корни. И иногда он разрастается в баньян. А если верить нижеприведённому старинному рисунку — бывает, что и в гигантский баньян.

Дерево пипал (фикус религиозный). Рисунок 1836 года
Дерево пипал (фикус религиозный). Рисунок 1836 года.

Если возле ствола что-то поместить, воздушные корни причудливо это что-то обрастают. В таких случаях это что-то начинает выглядеть особенно древним и дремучим. На фоне обросших баньянами развалин голливудские сценаристы любят снимать приключенческое кино.

Храм Та Прохм в Ангкоре, Камбоджа, не так уж стар в сравнении со старейшими деревьями, о которых говорилось выше. Ему всего 829 лет. Оплётшие его баньяны сравнимы с ним по возрасту или моложе. Но глядя на эти вросшие в корни стены, невольно думаешь, что именно так должно выглядеть тысячелетнее тайное убежище древних сил, хранящее таинственные сказочные артефакты. К слову, именно здесь снимались некоторые сцены блокбастера «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».

Ещё одно «религиозное» (и очень старое при этом) дерево стоит на принадлежащей русскому монастырю Святой Троицы земле в Палестине. Именно стоит, а не растёт, потому что девятнадцать лет назад оно засохло и сейчас только что не разваливается. Это Мамврийский дуб, дерево, под которым Авраам, согласно Преданию, предложил отдохнуть Ветхозаветной Троице. Мамврийский дуб — дерево вида Quercus calliprinos (Палестинский дуб). Ему около пяти тысяч лет.

Мамврийский дуб, раскрашенная фотография рубежа XIX—XX веков
Мамврийский дуб, раскрашенная фотография рубежа XIX—XX веков.

Но паломники отдирали от «священного древа» кусочки коры. И дерево постепенно гибло. Последний зелёный листочек на нём видели в 1996-м году.

Мамврийский дуб в 2008 году
Мамврийский дуб в 2008 году.

Кстати, судьба Мамврийского дуба, а также происшествие с Дзёмон Суги в 2005 году, когда кто-то оторвал от него «на память» большой кусок коры, объясняют, почему учёные не обнародуют точное местоположение двух старейших американских остистых сосен: сохраннее будут.

Вот так. Нам с вами, млекопитающим и вообще позвоночным, в плане долгожительства и размеров за растениями не угнаться. Во всяком случае, пока. Самым крупным в мире животным является синий кит, он достигает 30 метров в длину и может весить до 180 тонн — и до гигантского опёнка, и даже до секвой ему далеко. А живёт он и вовсе не дольше 110 лет. Самым старым верифицированным долгожителем среди людей была француженка Жанна Кальман, прожившая 122 года и 164 дня. Старейшим зарегистрированным позвоночным был декоративный карп кои по прозвищу Ханако. Ему было 228 лет.