Разработано искусственное антитело, эффективное в отношении ряда штаммов ВИЧ

В некоторых случаях у ВИЧ-инфицированных начинают вырабатываться антитела, эффективные в отношении различных штаммов вируса. Но на "разработку" таких антител уходит много лет.

«Нейтрализующие антитела широкого спектра действия могут стать основой для разработки такого подхода к лечению ВИЧ-инфекции, который обеспечил бы уничтожение различных типов вируса», — рассказывает ведущий автор работы Бартон Хейнз (Barton Haynes), сотрудник Университета Дьюка (Duke University). По мнению учёных, эти антитела могли бы использоваться и для создания профилактических вакцин, защищающих от ВИЧ.

В ходе нового исследования было создано гибридное (или, по-другому, химерное) антитело из частиц двух разных антител естественного происхождения.

Первое из использованных антител было обнаружено в клетках «иммунной памяти» пациента с ВИЧ-инфекцией. Организм этого больного вырабатывал антитела, эффективные в отношении различных штаммов ВИЧ. Такие соединения, получившие названия «нейтрализующих антител широкого спектра действия», периодически встречаются у ВИЧ-инфицированных. В течение многих лет учёные изучают это явление, пытаясь понять, как иммунной системе больных удаётся их вырабатывать.

Исследователи из Университета Дьюка и Исследовательского института Скриппс (Scripps Research Institute) надеются, что нейтрализующие антитела широкого спектра действия могут помочь в создании вакцины, защищающей от ВИЧ. Основная проблема с этим типом антител заключается в том, что для их выработки иммунной системе требуется не один год. За это время вирус успевает закрепиться в организме.

Созданием антител широкого спектра действия занимаются В-лимфоциты. Они индуцируют появление новых мутаций в собственных генах, связанных с выработкой антител. Таким образом, клетки путём проб и ошибок пытаются найти наиболее действенные варианты защиты.

Чтобы использовать потенциал нейтрализующих антител широкого спектра действия, необходимо уменьшить количество шагов, необходимых клеткам для превращения обычных малоэффективных антител в мощные защитные антитела. Учёные полагают, что «показать» иммунной системе способ сокращения этого пути можно при помощи препарата на основе высокоэффективных антител.

«Нам удалось выделить достаточное количество нейтрализующих антител, полученных у одного пациента. Затем с помощью компьютерного моделирования мы воссоздали процесс «разработки» этих антител в организме, — рассказывает Хейнз. — Ранее аналогичных экспериментов с антителами широкого спектра действия не проводилось».

Другое антитело было выделено из плазмы пациента. Оба они оказались вариантами одного и того же антитела DH511.

«Мы продемонстрировали, что эти антитела происходят от одной и той же клетки и обладают сходным потенциалом в плане нейтрализации различных вирусов», — поясняет Хейнз.

Затем учёные начали комбинировать частицы двух различных антител в разных сочетаниях. В итоге исследователям удалось создать новое химерное антитело, по эффективности превосходящее исходные соединения.

«Теперь это антитело рассматривается как потенциальное средство для лечения ВИЧ», — добавляет Хейнз.