Учёные выяснили, почему курение марихуаны вызывает ухудшение памяти

Митохондрия. Учёные считают, что эти симпатичные энергогенераторы играют важную роль в нарушении работы памяти при курении марихуаны. Источник: <a rel="nofollow" href="https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Animal_mitochondrion_diagram_ru.svg/1000px-Animal_mitochondrion_diagram_ru.svg.png"><i>Wikimedia</i></a>.
Митохондрия. Учёные считают, что эти симпатичные энергогенераторы играют важную роль в нарушении работы памяти при курении марихуаны. Источник: Wikimedia.

Проблемы с памятью, которые сопровождают курение марихуаны, вызваны нарушением работы митохондрий — к такому выводу пришла международная группа исследователей. В новой работе учёные продемонстрировали, как употребление каннабиса влияет на нейроны в области мозга, ответственной за формирование воспоминаний. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Предыдущие исследования показали, что при курении марихуаны каннабиноиды связываются с каннабиноидными рецепторами 1 типа (CB1) в нервных окончаниях нейронов, подавляют выработку нейромедиаторов и нарушают передачу электрических импульсов между клетками. Кроме того, известно, что рецепторы CB1 располагаются, в том числе, в митохондриях — так называемых «энергетических станциях» клеток. Учёные из Канады, Италии, Испании и Франции утверждают, что нарушения памяти и другие расстройства, вызванные наркотиком, можно объяснить его воздействием на эти клеточные компоненты.

Они обнаружили, что каннабис вызывает активацию рецепторов CB1 в митохондриях нейронов гиппокампа, где происходит большинство связанных с памятью процессов. Члены научной группы проводили опыты на генетически модифицированных мышах, в митохондриях которых не было каннабиноидных рецепторов. Исследователи хотели проверить, будут ли животные терять память под воздействием каннабиса. Поведенческие тесты показали, что у ГМ-мышей наркотик амнезии не вызывает. В ходе дальнейших экспериментов, учёным удалось пролить свет на биологический механизм нарушения памяти: они продемонстрировали, что активация рецепторов CB1 нарушает работу митохондрий и подавляет клеточное дыхание.

Новые данные свидетельствуют о том, что хроническое употребление каннабиса вызывает необратимые повреждения органелл, которые приводят к долговременной потере памяти и другим проблемам со здоровьем. «Нарушение работы митохондрий может иметь серьёзные последствия для мозга,— объясняет один из авторов исследования, доктор Педро Грандес (Pedro Grandes). — К примеру, хроническая митохондриальная дисфункция принимает участие в развитии нейродегенеративных заболеваний, инсультов и расстройств, связанных со старением». Исследователи предположили, что медицинскую марихуану, которую в США используют при лечении некоторых заболеваний, можно генетически модифицировать таким образом, чтобы она не оказывала негативного влияния на митохондрии и не вызывала амнезию.

Каннабиноиды — группа терпенфенольных соединений. В природе встречаются в растениях семейства коноплёвых, являются действующими веществами гашиша и марихуаны. Психотропный эффект этих наркотиков достигается благодаря действию дельта-9-тетрагидроканнабинола, способного избирательно связываться с каннабиноидными рецепторами. Растительные каннабиноиды также называют фитоканнабиноидами.

Существуют также вещества, которые вырабатываются в организме человека и являются эндогенными лигандами-агонистами каннабиноидных рецепторов, к ним относятся анандамид и родственные ему соединения. Эти вещества необходимы для нормального функционирования головного мозга и отвечают за ряд жизненно важных функций. В связи с тем, что данные соединения имеют эндогенное происхождение, их назвали эндогенными каннабиноидами, или эндоканнабиноидами.