Генномодифицированные Т-лимфоциты побеждают рак крови

Dr Stanley Riddell
Доктор Стэнли Ридделл, Онкологический научный центр Фреда Хатчинсона.

В США продолжают разрабатывать и совершенствовать методы борьбы с разными видами онкозаболеваний с помощью модифицированных T-лимфоцитов. Это возникшее не так давно направление медицины развивается усилиями нескольких научных центров. В прошлом году мы писали о работе, которую проводят учёные Пенсильванского университета (University of Pennsylvania) и Питтсбургского университета (University of Pittsburgh). Теперь о своих успехах в борьбе с острым лимфобластным лейкозом и лимфомой сообщают онкологи детской больницы Филадельфии, а исследователи из Онкологического научного центра Фреда Хатчинсона (Fred Hutchinson Cancer Research Center) в Сиэтле, США, сообщили об успешном излечении нескольких ранее считавшихся безнадёжными пациентов.

В клинических испытаниях, которые в 2013 году начали специалисты Онкологического научного центра Фреда Хатчинсона, приняли участие пациенты с тяжёлыми формами рака крови. Стандартное лечение в их случаях не сработало, многим больным оставалось жить всего лишь несколько месяцев.

Итоги первого этапа исследований впечатляют: у 27 из 29 пациентов с острым лимфобластным лейкозом на данный момент не обнаруживается никаких следов рака в костном мозге. 19 из 30 пациентов с неходжкинскими лимфомами также показали либо полный, либо частичный ответ на терапию.

Лимфома исчезает под воздействием терапии модифицированными T-лимфоцитами.
Фото: Fred Hutch News Service.

Для лечения использовались взятые у пациентов Т-лимфоциты, которые после генетического изменения возвращались в организм. Лимфоциты получили модифицированные химерные антигенные рецепторы (англ. chimeric antigen receptors, CARs), специфические для опухоли, с которой необходимо было бороться. Т-лимфоциты способны размножаться, так что в большинстве случаев было достаточно одного сеанса терапии.

Стенли Ридделл (Stanley Riddell), руководитель исследования, занимающийся изысканиями в области иммунотерапии более 25 лет, считает, что достигнутый в этой области в последние годы прогресс сделает иммунотерапию «краеугольным камнем терапии рака».

Но он же и предупреждает, что метод — не панацея. «Подобно химиотерапии и лучевой терапии, он не будет лечить всё». Для некоторых пациентов будут эффективнее другие методы лечения.

Возможно, что ограничения возможностей терапии модифицированными T-лимфоцитами будут преодолены после того, как клиницисты научатся выбирать для модификации из Т-клеток те, которые относятся к определённому подтипу. На вопрос о том, какие клетки наиболее пригодны для изменения и борьбы с лимфобластным лейкозом и лимфомой, отвечает исследование, проведённое в детской больнице Филадельфии.

«Наш главный вывод заключается в том, что для Т-клеточной иммунотерапии критически необходимы находящиеся на ранней стадии развития Т-клетки, — говорит детский онколог Дэвид М. Барретт (David M. Barrett), доктор медицины, работающий в детской больнице Филадельфии. — Сбор и культивирование именно этих клеток может привести к тому, что больше детей, больных раком, получат выгоду от инновационного лечения».

Барретт и его коллеги исследовали 50 детей и подростков, больных лимфобластным лейкозом и лимфомой. Исследовательская группа измеряла маркеры иммунной системы, для того, чтобы оценить динамику изменений Т-клеточной популяции в течение шести месяцев после первичной диагностики заболевания.

В ходе исследования врачи обнаружили, что Т-клетки на ранней стадии развития (либо наивные Т-лимфоциты, либо центральные Т-клетки памяти) оказались наиболее эффективными в иммунотерапии. Важным моментом является то, что именно эти клетки особенно страдают при химиотерапии. Это значит, что Т-клетки для модификации следует брать у пациента как можно раньше, до того, как самые полезные их подтипы пострадают от побочного действия лекарств, в промежутках между сеансами терапии, а не во время обострения болезни. Такие клетки можно сохранять в лаборатории и использовать по необходимости.