Первый в мире спутник для квантовых научных экспериментов — китайский «Мо-цзы»

Старт ракеты "Чанчжэн-2Г".

Первым в мире спутником для квантовых научных экспериментов стал китайский космический аппарат — «Мо-цзы». Он отправлен на орбиту с космодрома Цзюцюань в Северо-Западном Китае. Ракета-носитель «Чанчжэн-2Г» стартовала 16 августа 2016 года в 01:40. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа».

Первые три месяца после вывода на орбиту спутник будет проходить тестирование, затем начнётся его эксплуатация. Если всё пойдёт так, как запланировано, Китай станет первой страной, которая осуществит квантовую передачу информации между спутником и земной поверхностью.

Двухлетняя программа работы спутника получила название «Квантовые эксперименты в космическом масштабе» (Quantum Experiments at Space Scale, QUESS). Будет тестироваться квантовое распределение ключа между спутником и наземными станциями, отрабатываться возможность проведения защищённых сеансов связи между Пекином и Урумчи. Также будет изучаться механизм квантовой запутанности, и проведена тестовая квантовая телепортация между наземной станцией в Тибете и спутником.

Масса спутника — чуть более 600 кг, он находится на гелиосинхронной орбите на высоте 500 км от поверхности и совершает один оборот вокруг Земли за 90 минут. Вместе с «Мо-цзы» запущены разработанный Академией наук Китая спутник для научных экспериментов с разреженной атмосферой и небольшой испанский спутник.

Название спутника предложено ныне покойным китайским педагогом, профессором Китайского научно-технического университета Цянь Линьчжао.

Цянь Линьчжао в ходе детального изучения моистского трактата «Мо цзин» обнаружил, что в нём описывается немало явлений, известных современной науке. Так, из текста трактата понятно, что Мо-цзы уже более 2000 лет назад обнаружил явление прямолинейного распространения света.

Мо Ди (кит. 墨翟), или Мо-цзы (кит. 墨子; ок. 470 — ок. 391 до н. э.) — древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин. Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Живя в период Чжаньго (период Сражающихся царств), отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу, Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.