Власти Германии приняли свод этических правил, которым должны следовать разработчики автономных автомобилей — об этом говорится в пресс-релизе Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии (нем. Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur). По словам министра транспорта Александра Добриндта (Alexander Dobrindt), это первое подобное руководство в мире.
В 2016 году Министерство транспорта Германии утвердило состав Комиссии по этике для автоматизированного вождения (нем. Ethik-Kommission zum automatisierten Fahren, англ. Ethics Commission Automated and Connected Driving). В неё вошли юристы, инженеры, специалисты по философии и эксперты из многих других областей. Члены комитета отметили, что в будущем беспилотные транспортные средства могут существенно сократить количество аварий на дорогах, однако сейчас ЧП практически неизбежны. Поэтому важно заранее определить, чем будут руководствоваться «умные» автомобили при принятии решений. В своём отчёте эксперты описали 20 этических правил — подробно ознакомиться с ними можно на сайте министерства, мы перечислим только основные принципы:
- Лицензирование автономных автомобилей этически оправдано лишь в том случае, если они будут провоцировать аварии реже, чем люди.
- Главный приоритет — защита человеческой жизни. Если аварии не избежать, и приходится выбирать между имуществом и здоровьем, необходимо сохранить здоровье.
- Когда автокатастрофа неминуема, необходимо минимизировать число травм. Жертвовать кем-то, исходя из его расы, пола, физического состояния и т. д., — недопустимо.
- В любой ситуации должно быть совершенно очевидно, кто управляет автомобилем и несёт ответственность за принимаемые решения: человек или компьютер.
- Информацию о том, кто находится за рулём, необходимо записывать и хранить.
- Водитель сам должен решить, отправлять ли данные, полученные в процессе вождения, третьим сторонам.
- Использование автономных автомобилей должно стать частью «общего цифрового образования». Обращению с беспилотниками должны учить на курсах вождения.
Основываясь на этих и других правилах, правительство Германии утвердило стратегию действий. В частности, в ней говорится, что создание централизованной инфраструктуры беспилотных автомобилей не должно привести к слежке за водителями. Необходимо рассказывать гражданам о беспилотных автомобилях и требованиям к ним, при этом новинки должны быть доступными, чтобы каждый мог опробовать их лично. Теперь правительство займётся стандартизацией разработки автономных автомобилей и созданием соответствующей нормативно-правовой базы.