Почти четверть Амстердама покрыта водой — это более ста километров каналов, вьющихся через город. Неудивительно, что когда амстердамцы смотрят в будущее транспорта, их интересуют не беспилотные автомобили, тестирующиеся сейчас в американских городах, а беспилотные лодки.
Институт передовых городских решений Амстердама (Amsterdam Institute for Advanced Metropolitan Solutions, AMS Institute) анонсировал запуск новой пятилетней программы по исследованию возможных функций таких роботизированных плавающих транспортных средств.
«Представьте флот автономных лодок для доставки товаров и людей, — сказал Карло Ратти (Carlo Ratti), руководитель исследования из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology). — Но также подумайте о динамичной и временной плавучей инфраструктуре вроде мостов и причалов, которые можно в случае необходимости собрать и разобрать за считанные часы».
Программа получила очаровательно простое название Roboat, и разработана исследователями из Массачусетского технологического института и двух нидерландских институтов — Делфтского технического университета (нидерл. Technische Universiteit Delft) и Вагенингенского университета и научно-исследовательского центра (нидерл. Wageningen Universiteit en Researchcentrum). На их работу выделено 25 миллионов евро (27 миллионов долларов). Разработчики намерены испытать прототип роболодки в каналах Амстердама к 2017 году.
Кроме создания автономных лодок, которые можно использовать в качестве временных мостов и общественного транспорта, проект Roboat также предназначен для исследования возможностей роботов, осуществляющих сбор данных в целях общественного здравоохранения. Он будет основываться на работе, проделанной в рамках Underworlds initiative МТИ по размещению датчиков в системах канализации для мониторинга распространения болезней.
Директор по научным исследованиям Амстердамского института передовых городских решений Арьян ван Тиммерен (Arjan van Timmeren) сообщил сайту The Verge, что целью является создание «прогностической модели потенциальных вспышек заболеваний». Он сказал, что роботы в системах канализации могут собирать образцы человеческих экскрементов, а затем составлять карту распространения различных заболеваний — от гриппа до диабета.
Ван Тиммерен добавил, что в рамках проекта будут также исследоваться коммерческие применения этих систем, и как технологию мониторинга канализации (или полуавтономное водное такси) можно продать другим городам. Он отметил, что 80 процентов глобального экономического объёма производства приходится на прибрежные области и зоны дельты, при этом та же часть суши является местом обитания 60 процентов мирового населения. Вызванный глобальным потеплением подъём уровня моря также вероятно повысит необходимость в этом типе технологии.
Например, по словам ван Тиммерена, программа Roboat осуществляется в партнёрстве с городом Бостон — одним из наиболее уязвимых для наводнений городов США. В 2014 году консорциум бостонских градостроителей и архитекторов предложил превратить некоторые из городских улиц в каналы, чтобы приспособить их к повышению уровня моря. Паводковые воды не будут преодолевать городские защитные сооружения — их направят в новые водные магистрали. И возможно, следующим шагом станет заполнение этих каналов роболодками.