На чём американцы будут летать в космос через десять лет?

В США создаётся конкурентная среда в космической отрасли. В гонке за место на рынке запусков участвует и компания Blue Origin, космический проект Джеффа Безоса (Jeffrey Preston «Jeff» Bezos) из интернет-компании Amazon.com. Недавно она представила проект очередной ракеты: New Glenn («Новый Гленн»).

Имя ракета получила в честь первого американца, запущенного на орбиту Земли, Джона Гленна. Разработаны две конфигурации ракеты — высота большей составляет 95 метров.

Конструкция аппарата делает возможным повторное использование его первой ступени. Задачи, которые он будет выполнять — вывод на орбиту автоматических спутников и пилотируемых аппаратов. Предполагается, что запуски будут производиться с мыса Канаверал.

Новая ракета может быть построена и запущена в течение ближайших 10 лет. «Новый Гленн» будет конкурировать с другими проектами, способными доставить человека на Луну и за её пределы.

Мыс Канаверал (Cape Canaveral от исп. cañaveral — «заросли сахарного тростника», плавни); в 1964—1973 годах — мыс Кеннеди (Cape Kennedy) — мыс на атлантическом побережье штата Флорида, США, к востоку от острова Меррит, от которого он отделён рекой Банана (Banana river). Мыс является частью так называемого Space Coast (буквально «Космического побережья»), на нём расположена станция ВВС США «Мыс Канаверал». Поскольку множество американских космических аппаратов были запущены и со станции, и с расположенного на соседнем острове Меррит космического центра имени Кеннеди, название Мыс Канаверал или Канаверал стало метонимом, и им обозначают оба стартовых комплекса.

В память о достижениях в освоении космического пространства мысу Канаверал был присвоен телефонный код 321 (намёк на обратный отсчёт перед стартом).

«Наша мечта — миллионы людей, живущие и работающие в космосе, и «Новый Гленн» — это очень важный шаг на пути к ней», — говорит Джефф Безос.

Ракету собираются выпускать в двух разных вариациях — двухступенчатой и трёхступенчатой. Трёхступенчатая ракета, по словам Безоса, сможет улететь за пределы низкой околоземной орбиты.

Безос сообщил о будущих характеристиках ракеты — «23-футовый (семиметровый) в диаметре «Новый Гленн» взлетает с тягой 3,85 млн. фунтов (1746 тонн) на семи двигателях BE-4».

BE-4 — разрабатываемый Blue Origin ракетный двигатель, топливом для которого служат жидкий метан, а окислителем — жидкий кислород. Его полномасштабные испытания должны начаться в конце 2016 года, к 2017 году двигатель должен быть готов.

BE-4 может стать заменой российских РД-180, зависимость от закупок которых тяготит американскую космическую отрасль.

Испытания двигателя не проходят без аварий — в 2015 на стенде во время силовых испытаний один из двигателей взорвался.

«Новый Гленн», ракета-носитель тяжёлого класса, будет конкурировать с продукцией другой частной космической компании — SpaceX Илона Маска.

Обе фирмы разрабатывают многоразовые ракеты, и хотя технические решения используются разные, обе компании добились успехов в запуске и посадке своих аппаратов.

Как двух, так и трёхступенчатая версия «Нового Гленна» длиннее Falcon 9 и Falcon Heavy SpaceX. Они больше Delta IV Heavy, которую делает United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие, принадлежащее компаниям Боинг и Локхид Мартин. Но самой большой ракетой-носителем по-прежнему остаётся Saturn V, благодаря которой американцы осуществили лунную программу.

Однако «Новый Гленн» не вершина планов Blue Origin. Безос упомянул и другой проект — «Новый Армстронг», информации о котором нет, но возможно, что это будет носитель уже сверхтяжёлого класса.

Сергей Сыров :