2 сентября в полвосьмого вечера загорелся Национальный музей Бразилии в Рио-де-Жанейро, в котором было 20 миллионов экспонатов. Больше всего пострадал дворец Сан-Кристован, в котором располагались коллекции из области антропологии и палеонтологии, 90% которых было уничтожено.
Музей на момент пожара был не в лучшем состоянии. Визуально об этом свидетельствовали облупленная краска на заборе, потрескавшиеся камни стен и некошеные газоны. На практике о состоянии музея можно судить по тому, что когда в помещении, где хранился двенадцатиметровый скелет динозавра, завелись термиты, музею пришлось объявлять краудфандинговую кампанию, чтобы вновь открыть экспонат для посетителей.
Музею последние годы, ещё с времён предыдущего левого правительства, урезали финансирование. Если в 2013 году оно составляло 130 000 долларов, то в 2017-м году на музей было выделено лишь 84 000. Всё это происходило параллельно с тем, как Бразилия строила стадионы для чемпионата мира по футболу FIFA, некоторые из которых, кстати, сейчас пребывают в запустении. В целом, в стране заметна экономическая рецессия и растущая безработица. Пожар и уничтожение многолетнего труда учёных можно считать следствием сложного политического и экономического положения страны.
Среди экспонатов, которые были безвозвратно утеряны — череп, названный Луиза, одна из старейших окаменелостей, найденных на территории Южной и Северной Америк. Из других экспонатов — египетская мумия и самый большой метеорит, найденный когда-либо на территории Бразилии (метеорит, по последним данным, удалось достать из пепла и обломков строительных конструкций).
Музею уже был выделен бюджет в 5 миллионов долларов на ремонтные работы, и в смете значилось улучшение пожарной безопасности. «Смотрите, какая ирония. Деньги уже есть, но, кажется, мы опоздали», — говорит директор музея Александр Келлнер (Alexander Kellner).
Сразу после пожара у ворот дворца собралась толпа протестующих, которые требовали, чтобы их впустили на территорию музея, чтобы они сами могли лицезреть, что было утеряно. Полиция подавляла протесты слезоточивым газом, перцовыми баллончиками и дубинками. Пожар также, очевидно, повлияет на ход предвыборной кампании, проходящей сейчас в стране. И хотя причина возгорания до сих пор неизвестна (одна из возможных версий — что это был китайский фонарик, опустившийся на крышу музея), конкурирующие стороны ищут виноватых в происшествии и возлагают ответственность друг на друга.
Одним из факторов, повлиявших на степень разрушения от пожара, оказалось то, что пожарные гидранты, находящиеся поблизости, не функционировали. Пришлось подвозить воду из озера.
Президент Мишел Темер (Michel Miguel Elias Temer) заявил, что государственные и частные банки, а также государственная нефтяная компания Petrobras помогут восстановить музей. Эмманюэль Макрон (Emmanuel Jean-Michel Frédéric Macron), президент Франции, пообещал прислать экспертов по реконструкции музея и комплектации коллекций.
Музей готовился отмечать двухсотлетие в следующем июле.