Употребление обсценной лексики в разговоре обычно ассоциируется со злостью и грубостью. Но она может иметь и другое, более позитивное значение. Международная команда исследователей, в которую вошли учёные из Нидерландов, США, Великобритании и Гонконга, сообщает, что люди, которые часто используют непечатные выражения, реже оказываются связаны с обманом и жульничеством.
Результаты работы были опубликованы в издании Social Psychological and Personality Science.
Использование ругательств считается неприличным и недопустимым во многих социальных группах. Как правило, обсценная лексика содержит в себе отсылки к сексуальным отношениям, богохульства или другие грубые выражения. Принято считать, что люди прибегают к непечатным выражениям, чтобы выразить удивление, огорчение или злость. Однако в некоторых случаях обсценная лексика может использоваться для того, чтобы развлечь или расположить к себе слушателей.
Отношение к ругательствам и их социальной роли со временем менялось. В 1939 году Кларк Гейбл (Clark Gable), играя в фильме «Унесённые ветром» (Gone with the Wind) произнёс фразу: «Честно говоря, дорогая, мне наплевать!» («Frankly my dear, I don’t give a damn»). Она обошлась продюсерам в 5000$ штрафа. Сейчас телепрограммы, фильмы и книги пестрят грубыми выражениями, и мы, в среднем, довольно спокойно к этому относимся.
Однако и непорядочность, и привычка к сквернословию считаются разновидностями девиантного поведения. Часто и то, и другое рассматривается как признак недостатка морально-нравственных принципов. С другой стороны, использование обсценной лексики может быть связано с честностью, поскольку матерные слова часто используются для выражения неподдельных чувств. Исследователи ссылаются, в частности, на фрагменты речей избранного президента США Дональда Трампа. Он использовал ненормативную лексику в ходе прошлогодней предвыборной кампании. В итоге некоторые избиратели сочли, что Трамп искреннее других кандидатов.
Соавтор работы доктор Дэвид Стиллуэлл (David Stillwell), преподаватель аналитики больших данных в Кембриджском университете (University of Cambridge), рассказывает: «Связь между непорядочностью и использованием непечатных выражений неоднозначна. Ругательства часто неуместны, но, с другой стороны, они служить свидетельством того, что человек высказывает своё подлинное мнение. Он не цензурирует свою речь, чтобы сделать её более приятной — и точно так же он не цензурирует свои взгляды».
Учёные решили изучить отношение людей к нецензурной лексике, например, в ходе общения в социальных сетях, при помощи опросников.
В первой части работы 276 участникам исследования было предложено выбрать свои любимые и часто употребляемые ругательства. Добровольцы также должны были назвать типичные ситуации, в которых они используют эти слова. Заключительной частью этого этапа исследования стало тестирование участников при помощи специальной «шкалы лжи», позволяющих выяснить, насколько искренни респонденты в своих ответах. Шкала была взята из пересмотренного личностного опросника Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire Revised) и включала, например, такие вопросы как «если вы обещаете что-либо кому-то, всегда ли вы держите слово вне зависимости от того, с какими неудобствами может быть связано выполнение обещания?»
Последняя часть была включена в работу, чтобы исследователи могли определить, отвечает ли человек честно или пытается соответствовать тому, что он сам считает социально приемлемым. Те, кто перечислили больше ругательств, продемонстрировали меньшую склонность к вранью.
На втором этапе авторы исследования собрали статусы 75 тыс. пользователей Фейсбука, выразивших желание принять участие в работе через приложение myPersonality. «Честность» авторов статусов оценивалась при помощи лингвистического анализа и подсчёта слов (Linguistic Inquiry and Word Count, LIWC). При этом исследователи использовали методы, разработанные Ньюманом и коллегами специально для оценки искренности высказываний через LIWC. Подход Ньюмана считается достаточно достоверным, поскольку он позволяет определять враньё с точностью 67%, в то время как точность обычных человеческих попыток оценить честность высказывания составляет всего 52%.
Анализ полученных в Фейсбуке данных описанными выше методами показал, что люди, чаще прибегавшие к непечатной лексике в сети, также чаще использовали языковые конструкции, ассоциирующиеся с честностью. Например, они чаще употребляли местоимения первого лица («я», «мне») и реже — слова с негативной окраской («обеспокоен», «страшный» и др.).
Для участия в исследовании были приглашены пользователи Фейсбука, живущие в разных областях США, и их ответы также продемонстрировали региональные различия в отношении к обсценной лексике. Например, жители северо-западных штатов (Коннектикута, Делавэра, Нью-Джерси и Нью-Йорка) употребляли ругательства достоверно чаще, чем южане (жители Южной Каролины, Арканзаса, штатов Теннесси и Миссисипи).