Качество образования: лидирует Азия

Результаты по естественнонаучным дисциплинам: тёплыми оттенками отмечены результаты ниже, холодными — выше среднего.

Во вторник, 6 декабря, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся за 2015 год. В нём приняли участие 540 000 школьников из 72 стран. Первое место заняли учащиеся Сингапура, второе — Японии, третье — Эстонии, четвёртое — Тайваня, пятое — Финляндии. Организаторы проанализировали результаты и заключили, что: 1) в сфере образования лидируют азиаты; 2) финансирование не приносит желаемого результата; 3) домашние задания не помогают.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — это тест, который проводится ОЭСР раз в три года. Он оценивает навыки чтения, математическую, естественнонаучную и компьютерную грамотность по 1000-балльной шкале. Но цель PISA — не просто померяться смекалкой и составить забавный хит-парад, организаторы сравнивают «качество, справедливость и эффективность школьной системы». По завершении очередного теста представители ОЭСР проводят подробный анализ данных и выкладывают в открытый доступ толстые отчёты. В этом году они пришли к следующим выводам.

Во-первых, европейцев и американцев потеснили азиаты. Они заняли большинство мест в десятке лучших: помимо Сингапура, Японии и Тайваня отличились Вьетнам, Корея и специальные административные районы КНР, вынесенные организаторами отдельно — Гонконг и Макао. Страны ЕС — Эстония и Финляндия — попали только на третье и пятое места, Россия и США заняли 32-е и 25-е места соответственно. Трём странам-победителям посвятили отдельные отчёты с описанием системы образования. Больше всего внимания, конечно, досталось, Сингапуру. «Сингапур показал выдающиеся результаты, — говорит генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа (исп. José Ángel Gurría Treviño). — В этой стране каждый пятый школьник решает самые сложные научные задачи и демонстрирует, что думает, как учёный».

Во-вторых, финансовые вливания в образование не дают должного результата. За последние 10 лет, с 2006 по 2015, в странах ОЭСР на каждого школьника стали тратить на 20% больше денег. Но успеваемость по естественнонаучным дисциплинам за тот же период улучшилась только в 12 странах из 72 — в частности, в Сингапуре, Макао, Перу и Колумбии. Эстония и Тайвань, которые тратят 66 и 46 тысяч долларов на человека, обошли Австрию, Люксембург, Норвегию и Швейцарию, несмотря на то, что в этих государствах расходы на образование минимум вдвое выше (более 132 000).

В-третьих, нагружать детей домашними заданиями — не решение проблемы улучшения успеваемости в школе. «Те образовательные системы, в которых ученики тратили больше времени на обучение вне школы, выполняя домашние задания, занимаясь дополнительно или в частном порядке, демонстрировали более низкую успеваемость по естественным наукам», — отмечает отчёт ОЭСР. Результаты показали, что успеваемость зависит не только от того, насколько хорошо школа обеспечена оборудованием и персоналом, но и от того, сколько времени отводится на освоение темы или предмета. Наиболее эффективными оказались учителя, которые демонстрировали научные концепции на практике — как правило, этому способствовал небольшой размер класса. «Лучших результатов и карьерных перспектив можно добиться, вовлекая школьников в процесс обучения и применяя науку на практике… а не за счёт тестов по естественнонаучным дисциплинам», — объясняет представитель ОЭСР Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher).

Оценка навыков чтения в рамках теста PISA.
Юлия Коровски :