Nature: две трети молодых учёных думали о том, чтобы бросить науку

На прошлой неделе журнал Nature опубликовал статью о жизни молодых учёных. К ней прилагалась анкета: начинающих исследователей из числа читателей попросили рассказать о трудностях, с которыми они сталкиваются. Результаты показали, что почти две трети думали о том, чтобы бросить науку. 38% молодых учёных работают более 60 часов в неделю, и самая сложная для них задача — поиск финансирования.

Отвечая на вопрос о том, как проблемы в исследовательской работе повлияли на их карьеру, 15% опрошенных заявили, что, в конце концов оставили науку, а 65% задумывались о том, чтобы это сделать. 19% учёных считают, что их деятельность оценивают только по количеству вышедших статей, столько же признались, что публиковали работы, которыми «не гордятся», а 16% и вовсе халтурили. «Эти цифры отрезвляют. Но я не сказал бы, что они неожиданны, учитывая, как давно обсуждают эти проблемы», — говорит Крис Пикетт (Chris Pickett), директор организации Rescuing Biomedical Research (Спасение биомедицинских исследований).

Наиболее сложной задачей 44% респондентов назвали поиск средств на проведение исследований. Эти данные подтверждают результаты недавнего опроса Nature, посвящённого заработной плате. Тогда почти половина из 3000 респондентов признала «конкуренцию в области финансирования» самым серьёзным препятствием карьерному росту.

Директор Национального института общемедицинских наук Джон Лорш (Jon Lorsch) говорит, что результаты опроса перекликаются с тем, что он слышит от молодых учёных, путешествуя по США. «Мы рискуем потерять поколение исследователей в самом расцвете творческих сил и энергии», — предупреждает он. Лорш считает, что одна из причин проблемы — неравномерное распределение грантов Национальными институтами здравоохранения. По его словам, 58% средств получают 20% исследователей, а 80% приходится делить остальное. «Чтобы поддержать большее число учёных — в том числе, следующего поколения — нам нужно перераспределить часть грантов хорошо финансируемых лабораторий. Кроме того, нужно найти способы повысить устойчивость финансирования исследований», — заключает Лорш.

Около 5000 из почти 13 000 опрошенных (38%) сообщили, что работают свыше 60 часов в неделю. «Отсутствие баланса между работой и личной жизнью» прочно обосновалось на втором месте рейтинга. «То, что исследовательские должности настолько непривлекательны, по сравнению с альтернативами, вредит науке, — говорит молодой учёный, пожелавший остаться неизвестным. — Огромное количество блестящих талантливых людей захотят и поменяют карьеру учёного на более привлекательный вариант. Разумеется, наука от этого пострадает».

Оценка работы научных сотрудников по различным наукометрическим показателям может приводить (и приводит) к манипуляциям и перекосам. Создаются даже видеоинструкции, доходчиво разъясняющие то, как поднять свой индекс Хирша и не стесняться его.

Индекс Хирша или h-индекс — наукометрический показатель, предложенный в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего для оценки научной продуктивности физиков. Индекс Хирша — это количественная характеристика продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанная на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.

Юлия Коровски :