Исследование, опубликованное в журнале The American Economic Review, показало, что девочки сильнее отстают от мальчиков по математике в тех обществах, где гендерное неравенство выше.
Учёные из Лондонского университета королевы Марии (Queen Mary University of London) и Бизнес-школы IE (Instituto de Empresa, Испания) проанализировали соотношение Индекса гендерного разрыва (Gender Gap Index, GGI) и оценок по математике 11 527 пятнадцатилетних подростков, живущих в разных государствах. Индекс гендерного разрыва — это рейтинг стран мира по показателю равноправия полов по версии Всемирного экономического форума. Он предназначен для измерения различий в доступе к ресурсам и возможностям по 14 различным переменным в четырёх ключевых областях.
Помимо показателей GGI, учёные использовали данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Этот тест проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые три года. Участниками исследования стали иммигранты второй волны из 35 стран, проживающие в 9 государствах. «Эти девочки и мальчики выросли и живут в одной стране, но их родители прибыли из других государств, — говорит Альмудена Севилья (Almudena Sevilla), одна из авторов исследования. — Поэтому разница в том, как учатся девочки по сравнению с мальчиками — учитывая, что они находятся в одном и том же окружении и подвергаются воздействию одних и тех же институтов — скорее всего, является результатом передачи родительских (или их социального круга) установок о равенстве полов».
Исследователи обнаружили, что чем выше уровень гендерного равенства в стране происхождения, тем выше у девочек оценки по математике по сравнению с мальчиками, живущими в той же стране. Результаты оставались статистически значимыми даже с поправкой на другие факторы, влияющие на успеваемость, например, уровень образования родителей. Исследование показало, что повышение индекса гендерного равенства на 0,05 баллов (одно стандартное отклонение) связано c улучшением успеваемости девушек на 7,47 баллов (по 1000-балльной шкале), что эквивалентно полутора месяцам обучения.
Наталия Нолленбергер (Natalia Nollenberger), одна из авторов исследования, добавляет: «Как пример страны с низким показателем гендерного равенства, возьмём Турцию (0,58). Девушки родом из Турции, по сравнению с юношами, недобирают, в среднем, 13,8 баллов. Наши данные показывают, что, если бы у Турции были более высокие показатели гендерного равенства, близкие к средним в пределах нашей выборки (0,69), разрыв в успеваемости по математике между юношами и девушками турецкого происхождения исчез бы».
«Более ранние работы не смогли установить, чем вызван разрыв в показателях: тем, что девушкам отдача от изучения математики в смысле дальнейшего успеха в образовании и на рынке труда видится меньшей, чем юношам, или мыслями о том, что математика в принципе не для девушек, — объясняет член научной группы Нурия Родригес-Планас (Nuria Rodriguez-Planas). — Первое касается институтов, тогда как второе — ценностей. Наша работа посвящена изучению ценностей, таких как гендерное равенство, и мы выяснили, что да, ценности и взгляды на роль женщины в обществе в этом контексте действительно имеют значение».