Почти половина жителей России выступает за цензурирование всей информации в Интернете. Ещё около 40% — за цензуру в зависимости от типа информации. Таковы данные исследования, опубликованного американским Центром изучения глобальных коммуникаций (Center for Global Communication Studies, CGCS) при Университете Пенсильвании. Результаты исследования основываются на данных опроса общественного мнения, проведённого ВЦИОМ в мае 2015 года.
В ходе опроса россиян в возрасте 18 лет и старше проводилось сегментирование по трём категориям: постоянные пользователи Интернета, использующие его ежедневно (20%), пользующиеся время от времени (38%) и не пользующиеся Интернетом шесть месяцев или более (42%). Негативное отношение к распространяемой в Интернете информации и стремление его зарегулировать тем больше, чем меньше опрошенные пользуются всемирной сетью.
Опрос показал негативное отношение к различным типам распространяемой в Интернете информации. По мнению 42% опрошенных, Интернет используется иностранными государствами против России, 33% считают, что он способствует росту числа самоубийств. Доля россиян, разделяющих эти взгляды, не слишком разнится в зависимости от степени вовлечённости. В то же время, на абстрактно сформулированный вопрос «Какое влияние оказывает Интернет на общество, положительное или негативное», мнения резко разделились. Постоянные пользователи Интернета считают, что положительное, — так ответили 76% респондентов в данном сегменте. Среди тех, кто Интернетом не пользуется, преобладает (55%) мнение, что Интернет отрицательно влияет на общество.
Все предложенные в опросе сомнительные типы контента вызвали негативное отношение опрошенных вне зависимости от частоты пользования Интернетом. Наиболее лояльное отношение у респондентов к видео, защищённому авторским правом: лишь 59% постоянных и 67% нерегулярных пользователей относятся к нему негативно. Такое же отношение у 84% тех, кто не пользуется Интернетом. Негативное отношение более чем 90% опрошенных в каждом сегменте вызвали такие виды контента, как информация о способах самоубийства, призывы вступить в радикальные и экстремистские группы, гомосексуальный контент, насилие над детьми, использование наркотиков, а также насилие вообще, агрессия и жестокость.
Из этого можно сделать вывод, что среда распространения информации оказывает значительное влияние на восприятие. Насилие, агрессию и жестокость в Интернете не приемлют около 94% опрошенных, в то время как доля телеаудитории сериала «Ментовские войны 5» достигала 14%. К рекламе алкоголя и курения негативно относится около 86% опрошенных, однако количество курящих в России составляет порядка 30% взрослого населения.
Значительная часть исследования посвящена вопросу цензуры в Интернете, и в целом здесь картина красноречивая: за цензуру в том или ином виде выступает 84% постоянных пользователей, 90% пользующихся время от времени и 95% не пользующихся Интернетом. При этом среди постоянных пользователей лишь половина считает, что вся информация должна цензурироваться (43% от общего числа, ещё 41% считает, что цензура должна использоваться для некоторых типов информации). Среди пользующихся Интернетом время от времени за полную цензуру — 49% от общего числа (и тот же 41% — для некоторых типов информации). Наиболее радикальны те, кто Интернетом не пользуется совсем: 57% из них выступают за цензуру, ещё 38% — за цензуру для некоторых типов информации, и лишь 5% поддерживают полностью свободное распространение любого контента.
Опрошенных попросили назвать категории информации, для которых, по их мнению, нужна цензура. На первом месте со значительным отрывом оказались материалы, защищённые авторским правом, — эту категорию назвали 59% опрошенных. Напомним, что в перечне видов нежелательного контента наиболее лояльное отношение опрошенных получило видео, защищённое авторским правом. На втором месте — зарубежные СМИ (45%). Далее следуют «другие иностранные сайты» и материалы, разжигающие расовую или национальную рознь (38% и 37%). Цензура порнографии нашла поддержку у 15% пользователей, несмотря на то, что порнография как вид контента воспринимается заметно более негативно, чем видео, защищённое авторским правом. Сайты СМИ в целом хотят цензурировать 13%. Цензурировать информацию о самоубийствах предпочли бы 3% опрошенных, а пропаганду наркотиков — лишь 1%, хотя в опросе об отношении к различным типам информации в Интернете сведения об использовании наркотиков показали максимально негативное отношение респондентов: до 97%.
Информацию, угрожающую политической стабильности, хотели бы видеть цензурируемой лишь 5% россиян. Однако ситуация меняется, когда участников опроса спрашивали о необходимости цензуры для конкретных видов сайтов. Так, сайт «блогера, призывающего к смене власти (например, Навального)» по мнению 43% опрошенных правительство должно цензурировать. Против выступают 28%. Схожие проценты получились для «группы в соцсети, организующей протесты» и для «видео „Пусси Райот“». Всё те же 28% против цензуры для порносайта с гомосексуальным контентом, однако за цензурирование подобного сайта выступает наибольшая доля опрошенных, по сравнению с другими предлагавшимися типами контента, — 59%.
Опрашиваемых также попросили назвать три организации, которым они в максимальной степени доверяют регулирование Интернета. 6% отказались отвечать на вопрос из соображений, что Интернет не должен регулироваться, а среди остальных наибольшее число голосов набрали правительство России и российские спецслужбы: их упомянули 42% и 41% опрошенных. Затем следуют варианты «учёные» (31%), «президент» (30%) и «Госдума» (28%).
На вопрос, как в Интернете должны регулироваться персональные блоги, 39% опрошенных ответили, что в той же мере, что и СМИ. Ещё 13% считают, что блоги следует регулировать строже, чем СМИ.
48% поддержали бы отключение Интернета в случае национальной опасности, 9% — в случае массовых протестов. В то же время 42% считают, что для отключения Интернета причин нет.
Участниками исследования стали совершеннолетние жители 42 регионов России. Опрос проводился ВЦИОМ методом личного опроса. Статистическая погрешность составляет от 3,1% до 4%.