Традиционно Испания эпохи т.н. «католических королей» — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, а также их наследников — Габсбургов — видится историкам как царство католического фанатизма, где исповедующее ислам население страдало от жестоких гонений. Подобная оценка основана на реальных фактах — уничтожении Гранады, последнего оплота ислама на Пиренейском полуострове, и последующей репрессивной политике государства по отношению к мусульманам, которая приводила к недовольству и восстаниям морисков[1]. В отличие от Испании, Русское царство в то же время проводило в целом гораздо более веротерпимую политику по отношению к мусульманам.
Однако крайне информативная работа Н. А. Иванова «Османское завоевание арабских стран. 1516―1574» может позволить по-новому взглянуть на взаимоотношения Испании с мусульманским миром в сравнении с аналогичной политикой России. В тех её разделах, которые посвящены борьбе Османской империи и державы Габсбургов за Алжир и Тунис, показано, что в данных странах существовали влиятельные партии, предпочитавшие подчинение испанцам османскому владычеству, причём наиболее сильны её позиции были среди верхов общества — кочевых вождей, феодалов и айянов, городского патрициата[2].
В 1509―1510 годах испанцы вторглись в Алжир и дошли до предгорий Джебель-Амура, т.е внутренних районов страны. Контроль над побережьем устанавливался за счёт системы «президиос» — строительства в стратегически важных пунктах (г. Алжир, Мостаганем, Оран, Тенес, Мерс-эль-Кебир) крепостей-президиос, откуда местное население депортировалось[3]. В остальном делалась ставка на систему ограниченной оккупации — страной и дальше правили местные правители, ставшие данниками и признавшие испанский [TBS_POPOVER placement=»top» title=»Сюзеренитет» content=»это отношения, в которых одно государство или другое государство контролирует внешнюю политику и отношения государства-данника, позволяя государству-даннику иметь внутреннюю автономию. Господствующее государство называется «сюзереном»» style=»border: 1px solid #ddd; padding: 3px;»]сюзеренитет[/TBS_POPOVER][4].
Массовой насильственной христианизации в захваченном испанцами Магрибе не проводилось. По сути, Алжир в рассматриваемый период страдал не столько от испанского владычества, сколько от его недостатка — вмешательство испанцев в и без того запутанную алжирскую политику в условиях раздробленности страны и произвола кочевников-бедуинов в отношении земледельческого населения[5] привело к торжеству хаоса во внутренних районах страны. Недовольство вызывали не столько испанцы, сколько местные правители, которые и до испанского вторжения пользовались общей ненавистью[6].
При этом первоначально братья Барбаросса, взявшиеся за организацию антииспанского движения в Алжире, нашли поддержку лишь среди местных крестьян; организованные ими в 1512 и 1515 годах нападения на испанский гарнизон в Беджайе оба раза позорно провалились (их армия по сути разбежалась)[7]. Лишь в 1516 году, после смерти Фердинанда Арагонского и восхождения на трон его внука Карла V Габсбурга, который во внешней политике переориентировался на европейское направление, Орудж Барбаросса овладел г. Алжиром[8].
Алжир был сдан Оруджу правителем города, шейхом Салемом ат-Туми, однако сам же Салем вскоре стал жертвой расправы со стороны Барбароссы — то есть, по мнению Оруджа, городская верхушка была склонна к компромиссу с испанцами. Правитель Тенеса также занял враждебную повстанцам позицию[9]. Когда в начале 1517 года жители тлемсенского султаната Абдальвадидов попросили Оруджа низвергнуть марионетку Испании Абу Хамму III и посадить на трон его дядю Абу Зайяна, Орудж предпочёл вырезать Абдальвадидов[10].
Но уже в январе―мае 1518 года Абу Хамму при поддержке испанцев и большинства алжирских правителей вернул свой трон и нанёс повстанцам ряд поражений; Орудж и его брат Ильяс погибли[11]. Последний из братьев Барбаросса, Хызыр, был вынужден обратиться к Османской империи за помощью, признав Алжир её провинцией[12], но даже это помогло не сразу — к 1519 году большая часть страны, включая г. Алжир, перешла под контроль местных правителей, враждебных Барбароссе и османам и дружественных Испании[13].
Лишь восстание коммунерос в самой Испании (1521-1522 годы) и Итальянские войны с Францией не позволили Карлу V оказать активную помощь происпанской партии в Алжире. Это позволило Хызыру Барбароссе, высадившемуся в 1521 году во главе османских корсаров в Жижели, к 1525 году свергнуть или подчинить своей власти местных правителей, включая Абу Хамму[14]. Однако навсегда сломить происпанскую партию Хызыр смог после усмирения восстания 1527 года, подавленного с невероятной жестокостью (целые области опустели)[15].
Характерно, что антииспанское, проосманское движение в Алжире было религиозным скорее по названию, чем по сути. Поддержкой оно пользовалось преимущественно в низах, недовольных полной недееспособностью правящей верхушки — что наблюдается и в случае завоевания османами такого вполне мусульманского государства, как мамлюкский султанат[16]. Руководили пришлые — османские корсары[17], как сами братья Барбаросса, магрибинцы[18] и даже ренегаты-европейцы[19]. Знать и городские верхи Алжира поддерживали испанцев.
В Тунисе ситуация немногим отличалась от алжирской. Местные феодалы откровенно предпочитали испанцев османам — эмир Абдаллах, сын хафсидского[20] наместника Беджайи, принял католичество под именем «инфанта Эрнандо»[21] и поддерживал Испанию. Тунисский султан Абу Абдаллах Мухаммед V c 1515 года был открыто враждебен братьям Барбаросса и оказывал помощь недружественным им силам в Алжире. Когда в 1534 году османы захватили Тунис[22], сын и преемник Абу Абдаллаха Мулай Хасан обратился за помощью к Карлу V[23].
Уже в следующем году из-за двурушничества бедуинов и восстания рабов-христиан г. Тунис был взят испанцами под контроль, а Мулай Хасан — восстановлен на троне[24]. Хотя завладевшие городом испанцы устроили страшную резню местного населения[25], заключённый между Карлом V и Мулай Хасаном договор в целом был выгоден для обеих сторон — султан уступал испанцам некоторые города на побережье, освободил рабов-христиан и отказывался от поддержки мусульманских пиратов, даровал испанцам право торговать в Тунисе и обязался признать все захваты, которые испанцы сделают в Магрибе[26].
Хотя данный договор, несомненно, был неравноправным — Мулай Хасан становился вассалом и данником Испании, а Карл V со своей стороны ограничился обещанием поддержать Мулай Хасана против османов и освободить подданных Туниса, которые находились в рабстве в его владениях — нетрудно заметить, что построен он на прагматической основе. К вопросам религии в нём относилось лишь разрешение испанцам, живущим в Тунисе, свободно исповедовать христианство — незначительная уступка.
Низы общества, заражённые османофильством и не имевшие причин симпатизировать испанцам, не приняли султана; его власть распространялась лишь на земли, которые испанцы непосредственно контролировали[27]. С другой стороны, во многом именно Мулай Хасан был виноват в своих неудачах — он был столь ненавистен местным жителям, что испанцы хотели заменить его на другого Хафсида[28]. В 1543 году Мулай Хасан был свергнут Мулай Хамидой, родным сыном, придерживавшимся, однако (первоначально) проосманской ориентации[29].
Однако происпанская партия в Тунисе сохранилась. В оккупированной испанцами части Туниса правил другой сын Мулай Хасана, Мулай Мухаммед, лояльный Мадриду. В том же году, когда Мулай Хамида узурпировал престол, в союз с испанцами вступили марабуты шаббийя[30] — влиятельный религиозный орден, пользовавшийся поддержкой бедуинов и ранее занимавший антииспанскую позицию[31]. В 1550 году, после разгрома османских корсаров под Махдией, испанцы и марабуты взяли под контроль большую часть побережья Туниса[32].
Систематической проблемой испанцев была неприязнь, вызываемая теми, на кого они делали ставку. Причины этой неприязни возникли ещё до прихода испанцев — и Хафсиды, и марабуты шаббийя всё время прибегали к поддержке бедуинских племён, чинящих насилие в отношении простонародья. Поэтому, когда в конце 50-ых годов XVI века османские корсары вернулись в Тунис, им удалось вернуть под свой контроль большую часть страны[33]. В 1570 году османы захватили г. Тунис, вынудив Мулай Хамиду бежать в Ла-Гулетту, к испанцам[34].
С этого момента испанцы — точнее, представители той группировки испанской знати, которая выступала за покорение Магриба, возглавляемые незаконнорождённым сыном Карла V Хуаном Австрийским — выступали за установление над Тунисом прямого контроля[35]. 11 октября 1573 года экспедиция Хуана Австрийского захватила г. Тунис[36]. Однако брат Хуана, король Испании Филипп II, выступил за эвакуацию Туниса и даже назначил сводного брата вице-королём Милана[37], дав понять, что хочет видеть его на службе в Италии, а не в Африке.
Уже 11 июля 1574 года османы подошли к г. Тунису; собранные испанской марионеткой Мулай Мухаммедом бедуины быстро переметнулись на их сторону, недолго изображая сопротивление[38]. На следующий день пал Тунис, через день — Ла-Гулетта, главный оплот испанцев в Тунисе. В итоге, Филипп II пожертвовал Тунисом, отказавшись от реализации африканского проекта Хуана Австрийского, чтобы сосредоточиться на подавлении мятежа в Нидерландах[39]. Испанское господство над Магрибом окончательно стало невозможным.
Любопытно рассмотреть в этой связи взаимоотношения России и Казанского ханства. Так же, как одной из причин вторжения испанцев в Магриб были рейды местных пиратов, так и русское вмешательство в казанские дела было вызвано, среди прочего, стремлением избавиться от казанских набегов и необходимости платить Казани дань[40]. Уже в начале правления Ивана III Россия пытается посадить на казанский престол лояльного себе претендента — хана Касима — или хотя бы добиться освобождения русских рабов из Казани. В России находились в убежище знатные «политэмигранты» из Казани, причём в землях, где они были размещены, они имели возможность свободно исповедовать мусульманство[41].
В 1484 году России удаётся посадить на казанский трон «своего» хана — Мухаммед-Эмина, но уже в 1487 году поход против Казани пришлось повторить (к власти вновь пришла антимосковская партия). Показательно, что так же, как в Магрибе антииспанских повстанцев поддерживали другие мусульманские державы, так и в Поволжье антимосковскую партию в Казани поддерживали ногайские и сибирские татары. Ханы Абдул-Латыф и Мухаммед-Эмин в целом ориентировались на Россию, хотя в 1505 году в Казани и произошла резня русских купцов. В русско-казанских взаимоотношениях Россия предъявляла Казани те же требования, что Испания тому же Тунису — «1) не воевать против России, 2) не выбирать себе нового хана без согласия великого князя, 3) охранять интересы русских людей, находящихся в ханстве»[42].
Но, как и в случае с Магрибом, в Казани существовала партия независимости, которая имела массовую поддержку (на что указывает хотя бы погром 1505 года). После того, как к власти при поддержке России в феврале 1519 года пришёл царевич Шах-Али, взявший власть на тех же условиях, что Мухаммед-Эмин, причём в Казани был размещён русский гарнизон, а реальная власть перешла в руки русского посла (сравнение с Тунисом после 1535 года напрашивается). Но летом 1521 года он был свергнут крымским царевичем Сагиб-Гиреем.
В 1521―1550 годах Казанское ханство пользовалось относительной независимостью, хотя пророссийская партия также была активна и далеко не всегда на троне сидели Гиреи, способные в конфликтах с Россией опираться на помощь из Крыма[43]. В связи с этим с конца 40-ых годов делается ставка уже не на подчинение, а на завоевание Казанского ханства, именно тогда появляется сочинение И. Пересветова, призывающее к завоеванию Поволжья — «подрайской землицы». В 1551 году, после очередного водворения в Казани российского ставленника Шах-Али, казанцы не только обязались освободить рабов-христиан и впустили вместе с Шах-Али в свою столицу русский гарнизон, но и были приведены к присяге. Земли подвластных Казани языческих народов были подчинены России и застроены крепостями[44].
Уже в 1552 году обсуждался проект прямой инкорпорации Казанского ханства в состав России, и лишь восстание в самой Казани помешало его реализовать. В итоге ликвидацию казанской независимости пришлось организовать путём применения военной силы — за счёт знаменитого похода, состоявшегося в том же году и увенчавшегося взятием Казани. Взятие города завершилось страшной резнёй, вполне сопоставимой с теми, что устраивали испанцы в Магрибе. Как и в случае с испанскими практиками в Магрибе, из Казани было выселено мусульманское население. Долгое время после взятия Казани мусульманское население продолжало сопротивление новой власти, надеясь на помощь ногаев, крымцев, астраханцев.
Однако ни одна из этих сил на помощь не пришла. Астрахань вскоре сама оказалась захвачена русскими, ногаи были раздроблены, и часть их князей была заинтересована в торговле с Россией, а Крым в 50-ые мог лишь с переменным успехом отражать русские атаки, такие как походы Адашева-Вишневецкого в Крым. Сильнейшая держава мусульманского мира, изгнавшая испанцев из Магриба — Османская империя — была слишком удалена от татарских ханств, чтобы оказать им реальную поддержку. Когда в 1569 году османы и крымцы предприняли поход на Астрахань, было уже слишком поздно. Тем не менее, восстания населения бывшего Казанского ханства продолжались до 1582 года.
Концепцию о большей веротерпимости России сравнительно с Испанией по отношению к исламу практика не всегда подтверждает, хотя в целом, несравненно, русские были более терпимы к исламу, чем испанцы. Так, Утямышу и Ядыгару ― казанским ханам, увезённым в Россию, пришлось принять православие. Ещё во время существования независимого Казанского ханства репрессиям подверглись многие придворные Шах-Али, которых заточили по тюрьмам и уморили, пощадив лишь тех, кто принял православие[45].
Итак, испанская экспансия в Магрибе схожа с экспансией России в Поволжье. И русские по отношению к Казанскому ханству, и испанцы по отношению к Алжиру и Тунисе в начале проводили политику ограниченной оккупации, ставя лояльных себе правителей. Затем, разочаровавшись в их лояльности и способности проводить нужную им политику, они брали курс на поглощение этих государств. Но русские смогли присоединить Казань, а испанцам не удалось сделать магрибинские государства своими провинциями. Но почему?
Как уже показывалось, религиозная нетерпимость испанцев по отношению к мусульманам вряд ли может быть тому причиной. Если не затрагивать внутренние проблемы монархии Габсбургов (в частности, то, что, в противовес испанской династии Трастамара, Габсбурги основное внимание уделяли не столько борьбе с мусульманами, сколько противостоянию Франции и протестантам), то, несомненно, основной причиной был низкий авторитет среди народа местной знати, на которую испанцы делали ставку, эффективная помощь врагам испанцев со стороны османов, а также двурушническая политика бедуинов, всё время менявших сторону в данном конфликте.
Кроме того, говоря об отличиях испанской политики от российской, необходимо также отметить тот факт, что Испания, в отличии от России, не предоставляла служащим ей мусульманским правителям автономий внутри собственного государства, где они имели, как показывает Худяков, «огланов, князей и «казаков», т.е. простых татар»[46]. Впрочем, как показал тот же Худяков, появление в России таких владений (например, Касимова) было следствием временного поражения от Улу-Мухаммеда, понесённого Василием I, великим князем Московским, в 1445 году — поскольку размещение части татар с раздачей им части русских городов в кормление было условием освобождения Василия наряду с выплатой дани (то есть временной уступкой татарам), в то время как в случае Испании христиане на Пиренеях с XIII-XIV веков являлись наступающей стороной и меньше зависели от мусульманской военной силы, чем Россия, весь XVI век имевшая дело с угрозой набегов крымских татар.
Примечания
[1]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. Изд. 2.-ое, дополненное. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — с. 90-91, 219
[2]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 81-82
[3]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 75
[4]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 75-76
[5]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 74, 76
[6]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 20-21
[7]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 77
[8]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 79
[9]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 80
[10]Там же.
[11]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 81
[12]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 83
[13]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 84
[14]Там же.
[15]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 85
[16]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 37, 41, 45
[17]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 73
[18]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 72, 75
[19]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 85
[20]Хафсиды — правящая династия Туниса, также обладавшая значительными владениями в Алжире.
[21]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 164
[22]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 168-169
[23]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 173
[24]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 176-177
[25]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 177-178
[26]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 179
[27]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 180-184
[28]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 187-188
[29]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 188-189
[30]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 190
[31]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 182-183
[32]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 192-193
[33]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 210-215
[34]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 222
[35]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 225
[36]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 226
[37]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 227
[38]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 231-232
[39]Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран…, с. 235
[40]Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/kazanhanligi/chapter1.htm#h01_02
[41]Во всяком случае, так подчеркивало русское правительство. Впрочем, нужно отметить, что наиболее подобная практика была распространена при Василии II — и на время стоила ему престола.
[42]Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/kazanhanligi/chapter2.htm
[43]Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/kazanhanligi/chapter3.htm
[44]Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/kazanhanligi/chapter4.htm
[45]Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/kazanhanligi/chapter3.htm
[46]Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/kazanhanligi/chapter2.htm