КОГДА Я ПРИНЁС домой робота, купленного в фирменном магазине Apple, к странностям нашей жизни добавилась ещё одна, и это не стало для меня сюрпризом. Мою жену заботило, что нашему четырёхлетнему сыну нужна (ещё одна) цифровая, «умная» вещь, меня же — что новая игрушка окажется слишком сложной для него, что его маленькая сестрёнка может сломать её и что я стану ревновать. Потому что я сам всегда хотел робота.
Мы подарили сыну Cozmo — гаджет стоимостью 179 долларов, произведённый фирмой Anki, которая взяла у венчурных капиталистов более 200 миллионов долларов, чтобы внедрить «искусственный интеллект и робототехнику в нашу повседневную жизнь». Фирму Anki в 2010 году основали выпускники Университета Карнеги — Меллона (Carnegie Mellon University). Она — одна из многих фирм, появившихся благодаря университетской программе создания робототехники. В центре Сан-Франциско в Anki работают около 200 человек, которые делают игрушечных роботов, управляемых искусственным интеллектом.
Робот Cozmo был последним подарком, вручённым моему сыну в его четвёртый день рождения. Мы с именинником осторожно вытащили робота из коробки, и малыш, не отрывая от него глаз, стал терпеливо ждать, пока он зарядится. Длина Cozmo — около четырёх дюймов, корпус прямоугольный, гусеницы — как у миниатюрного танка. Роль лица играет маленький дисплей с низким разрешением. Робот имеет крошечный манипулятор-подъёмник, чтобы захватывать «энергетические кубики» (продаются вместе с роботом) и играть с ними. В ходе исследования интеллектуальных устройств и игрушек, проведённого сотрудниками Media Lab Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), пара малышей-участников сочла Cozmo «котом с глазами» — удачное описание, хоть и в духе дадаизма.
Проводившие это исследование Стефания Друга (Stefania Druga) и Ранди Уильямс (Randi Williams) интересуются тем, как дети воспринимают умных роботов, а в конечном итоге — тем, как эти боты влияют на детское когнитивное развитие. Что удалось установить? Два любопытных факта. Факт номер один: дети в возрасте от 3 до 4 лет сомневаются, что роботы умнее, чем они. Факт номер два: дети более старшего возраста (от 6 до 10 лет) считают, что роботы превосходят их своим интеллектом. Другу и Уильямса вдохновила на проведение исследования легендарная Шерри Тёркл (Sherry Turkle), которая в 1984 году написала ставшую очень популярной книгу под названием The Second Self (Второе Я). По мнению автора, компьютеры как объекты, пребывающие на границе одушевлённого и неодушевлённого, заставляют людей перепроверять свои умственные способности. Тёркл обнаружила, что маленьких детей интересовал вопрос, что за предметы компьютерные игрушки: живые, неживые или какие-то ещё?
Закончив зарядку, Cozmo, тихонько попикивая, выкатился со своей базовой станции. Он мигнул нам своими озорными глазами. Симпатяга. Мы научили его произносить наши имена и узнавать наши лица. Потом мы играли в игру «Быстрый удар» (Quick Tap). Я поставил один энергетический кубик перед роботом, а другой — перед сыном. Время от времени с неравными интервалами на кубиках вспыхивают цветные узоры. Если узор на обоих кубиках оказался одного цвета, вам нужно резко нажать на ваш кубик, прежде чем робот нажмёт на свой.
Манипулятор Cozmo завис над кубиком. Мой сын держал ладошку над своим, маленькие пальчики слегка подрагивали. Оба кубика вспыхнули синим цветом. Мой сын увидел это, и его рука дёрнулась, но он ждал, пока манипулятор робота не ударит первым. Робот победил и, довольный, усмехнулся про себя. Я же, сыграв в эту игру несколько раз подряд, всякий раз выигрывал. Cozmo стал трястись и издавать унылые звуки, говорившие о том, что он сердит и расстроен. «Не выигрывай у него!» — закричал мой сын. — Ты его огорчаешь». Мы сыграли ещё несколько раз, давая роботу побеждать, и он раскатывал взад-вперёд по полу.
ПРИШЛО ВРЕМЯ КУПАТЬ моего сына. Мы поставили Cozmo на краю ванны. Робот игриво развернулся, дёрнулся вперёд, а затем отпрянул с испуганным видом. Я с беспокойством наблюдал за Cozmo, надеясь, что он не заиграется. Но через несколько минут он таки шлёпнулся, мягко приземлившись в мою ладонь, которую я успел подставить полсекунды раньше. Я почувствовал облегчение и не мог понять, с чем оно больше связано — с сочувствием или с финансовой стороной дела. «Он — как твоя сестрёнка», — сказал я сыну, вспомнив другое бесстрашное существо, ещё не познавшее пределы своих физических способностей.
Для создателей Cozmo он не бот, а личность, вроде мультяшного персонажа. «Когда мы начинали, мотивация была такой: нам нужно создать робота, способного играть роль на студии Pixar», — поведал мне генеральный директор Anki Борис Софман (Boris Sofman). Создатели Cozmo хотели «научить его понимать своё окружение и существующие в нём отношения».
У предыдущих поколений умных, вроде бы, игрушек главную роль играли хитрые трюки. Помните игрушки Фирби (Furbies) — сенсацию 90-х? Казалось, что они способны учиться у своих владельцев, ибо постепенно их речь становилась всё лучше и лучше. Однако, на самом деле, их просто запрограммировали с течением времени использовать больше слов. Всё же у владельца возникала приятная иллюзия, будто он инструктор.
Cozmo может делать больше, чем его предшественники, и он лучше, чем они. Впрочем, ему всё ещё далеко до живого существа, каким, похоже, представляет его мой сын. У Cozmo есть видеокамера, чтобы смотреть на мир. Видеокадры поступают на подключённый смартфон или планшет и там превращаются в простую модель того мира, в котором оказался робот. Есть ли вокруг люди? Есть ли энергетические кубики, с которыми можно играть? Далеко ли до края стола? Это — простая версия того, что должен делать любой автономный робот — от беспилотного автомобиля до военных ранцевых роботов компании Boston Dynamics.
Эмоциональное состояние Cozmo детерминирует особая программа. Играя, он может восхищаться, бояться, нервничать, чувствовать себя счастливым, грустным, разочарованным. Этот софт, который Софман именует «двигателем эмоций», осуществляет связь сенсорных элементов робота с его поведением. Чтобы разработать для Cozmo около 1200 видов движений, Anki наняла аниматоров из Pixar и DreamWorks. Теперь к роботу-образцу напрямую подключён анимационный софт, и, если, к примеру, аниматоры изобрели способы показать, что Cozmo разочарован, они включают соответствующую программу и наблюдают, как действия робота воспринимаются людьми. Эмоциональное поведение игрушки следует разработать с таким искусством, чтобы у её владельца естественно возникали ответные эмоции.
Согласно последней версии анимационного софта, робота Cozmo нужно кормить, ремонтировать и развлекать играми. Как тут не вспомнить тамагочи былых времён! Но в отличие от тех незамысловатых штуковин, которые могли общаться с людьми лишь с помощью писка да визуальных сигналов, загоравшихся на крошечном дисплее, Cozmo, чтобы вызывать у хозяина определённые чувства и делать более прочными эмоциональные узы, способен использовать богатый анимационный репертуар. По словам Софмана, идея заключается в том, чтобы создавать «всё более и более глубокую эмоциональную связь». «И если вы будете относиться к нему без должного внимания, вы почувствуете, как он страдает».
При этих словах Софмана я едва не вспыхнул от гнева. В моих глазах разработка робота, способного играть на эмоциях ребёнка, выглядела довольно жестоким занятием. И мне никогда не приходило в голову, что в грядущем конфликте между человеком и роботом робот может победить, просто искусно манипулируя нашими чувствами.
Тёркл ставит эту проблему гораздо острее. По её мнению, детское сочувствие роботам следует признать нежелательным и даже — с высокой степенью вероятности — опасным. Для эмоционального взросления детям нужно общаться с людьми. «Искусственно вызываемое сочувствие эту задачу не решает», — заявила она в разговоре со мной. Когда отношения с умными игрушками вытесняют — пусть даже частично — отношения с друзьями или членами семьи, «дети растут неспособными к эмпатии. Машина сочувствовать не учит».
МЫ С СЫНОМ, сидя на веранде, играли с роботом. «Cozmo, передай привет моей сестре!» — скомандовал малыш. Воспользовавшись приложением, загруженным на мобильник, я набрал имя дочурки и сделал так, чтобы Cozmo произнёс его. Сына это привело в восторг, а я испугался, что меня втянули в соучастие в обмане — как будто этот бот более способный, чем это есть на самом деле.
Всё, что могут люди, но роботу пока недоступно, личность Cozmo старается скрыть, поведал мне Софман. Робот не слышит тебя. Он может распознавать лишь несколько объектов — в основном, энергетические кубики, домашних животных и людей. И все его действия полностью зависят от вычислительной мощности смартфона. Отключите мобильник — и интеллект Cozmo тоже отключится. Однако, по мнению Софмана, «человек становится снисходительным к ограничениям, получая правильные эмоциональные сигналы».
Люди склонны чрезмерно доверять машинам. Waymo — компания, появившаяся благодаря проекту Google по созданию беспилотного автомобиля, — пришла к выводу, что никаких промежуточных шагов от обычного автомобиля до полностью автономного не должно быть, ибо люди, едва узнав, что транспортное средство (или робот) хоть чуточку способно быть автономным, тут же начинают преувеличивать его возможности. На одной из ранних стадий испытания экспериментального автомобиля сотрудник Google даже перебрался на заднее сиденье, когда ИИ вёз его по шоссе. Просмотрев множество видеороликов о поведении людей, находившихся на сиденье водителя беспилотного автомобиля во время его движения, команда Google сосредоточилась на чистой автономии. Людям нельзя доверять, потому что они слишком доверчивы.
Возясь на веранде с Cozmo, мой сынишка придумал новую игру: он взялся то и дело переворачивать робота, чтобы тот не мог использовать свои гусеницы. Маленький робот по-разному и с разной степенью успеха возвращал себя в нормальное положение, а сын, наблюдая за этим, умирал со смеху. Какой бы защитный импульс ни сработал в его голове, от этого чувства не осталось и следа при виде физической комедии, в которую превратилась борьба робота.
И вот мой сын по своему обыкновению внезапно решил, что с него довольно и что роботу пришло время поспать на его зарядном устройстве. Как оказалось, на самом деле сынуля захотел посмотреть телевизор, и моя забота сразу же переключилась на один из других родительских кошмаров. (По-видимому, не очень-то легко предсказывать, что вздумается малышу, как нелегко и манипулировать его капризами).
Подключая робота к зарядному устройству, я подумал о том, что когда-нибудь, возможно, совсем скоро, каким бы странным ни выглядело это сейчас, братья, племянники и потомки Cozmo будут повсюду. Беспилотные автомобили, складские роботы, автономные дроны — ощущающие, воспринимающие, реагирующие роботы станут неотъемлемой частью мира моего сына. Я отношусь к роботам так же, как мои родители к компьютерам: чтобы понять мир, необходимо разобраться с этими устройствами. Итак, теперь у нас появился наш первый робот.