Мумия русалки защищает от коронавируса?

Трёхсотлетняя мумия «русалки», по поверьям японцев, исцеляла от болезней и продлевала жизнь. Теперь учёные выясняют, из частей каких животных эту мумию собрали.

В руки японских исследователей попала «мумия русалки», которой много лет поклонялись из-за её якобы целебных свойств. Хироши Киношита, член правления Фольклорного общества Окаямы, обнаружил засушенное тельце длиной около 30 см в коробке хранящимся в одном из храмов Окаямы.

Исследователь узнал о существовании мумии из статьи в энциклопедии мифических существ. Якобы «русалку» между 1736 и 1741 годами поймал рыбак, а затем продал её богатой семье. Об этом сообщает записка в ящике с мумией. Однако с большей вероятностью мумия была изготовлена в XVIII веке умельцами из тела обезьяны, пришитого к рыбьему хвосту. Для правдоподобия к этой конструкции добавили человеческие волосы и ногти.

Подобные мумии в большом количестве изготавливали на востоке Азии, в том числе в Японии, в XVIII и XIX веках для продажи коллекционерам. Таким образом «русалки» попали в экспозиции Британского музея, Бакстонского музея в Англии, в музеи других стран. Все они делались по одному лекалу: обезьянье тело соединялось с рыбьим хвостом.

Теперь палеонтологи из Университета науки и искусств Курашики выясняют происхождение мумии из Окаямы. Не то, чтобы они сомневались в «подлинности» подделки, но научное любопытство побудило исследователей сделать мумии КТ (см. видео). Дальше планируется провести генетический анализ, чтобы выяснить, из животных каких видов собрали русалку. Учёные обещают сразу же опубликовать результаты исследования.

Почему японцы занимались таким «производством фейков»? Пишут, что мумии русалок очень напоминают персонажей японского фольклора, особенно нингё, рыбоподобных существ с человеческими головами. С этими существами связаны истории о чудесном исцелении и увеличении продолжительности жизни. В одной легенде говорится, что некая Яо Бикуни прожила 800 лет после того, как случайно отведала мясо нингё.

Жрецы храма в Окаяме смотрели на мумию как на залог хорошего здоровья. «Мы поклонялись ей, надеясь, что это поможет хотя бы немного смягчить пандемию коронавируса», — говорит главный священник храма Козен Куида. Тем не менее, мумию спокойно передали учёным для анализа.

«Мумию русалки» готовят к КТ.

Когда-то мумия выставлялась в стеклянном футляре в храме для посетителей, но последние 40 лет она провела в несгораемом сейфе внутри храма — туда её спрятали, чтобы хрупкое тело не разрушалось. По данным японского издания The Asahi Shimbun, подобным мумиям русалок поклонялись ещё в двух храмах Японии.

Изображение «фиджийской русалки Барнума».

А мы можем вспомнить самую знаменитую мумию такого рода, известную как «фиджийская русалка Барнума». Странное существо якобы поймали недалеко от островов Фиджи в Тихом океане. Более реалистичная версия гласит, что русалку сделал японский рыбак, который продал её японскому моряку, а тот — американскому капитану Сэмюэлу Барретту Эдесу за 6 тыс. долларов. Кстати, чтобы купить диковинку, Эдес влез в большие долги. С 1822 года русалка выставлялась в Лондоне, а в 1842 году, когда её владелец умер, сын Эдеса продал русалку в Бостонский музей. Там русалкой заинтересовался известный шоумен, предприниматель и авантюрист Финеас Тейлор Барнум. И хотя эксперт, осмотревший диковинку, сразу понял, что перед ним подделка, Барнум решил заполучить экспонат в свой музей в Нью-Йорке.

Но Барнум не был бы Барнумом, если бы просто поместил мумию в витрину. Появление русалки в экспозиции превратили в грандиозное шоу. Барнум преподнёс дело так, будто русалку привёз из Южной Америки путешественник, некий доктор Гриффин (на самом деле друг Барнума, адвокат Леви Лиман). Началась шумная рекламная кампания, в ходе которой было роздано 10 тыс. иллюстрированных буклетов про русалок. Крикливый текст сопровождался изображениями голых женоподобных существ — стереотипных европеизированных «русалок». Скоро о сенсации заговорили газеты. К моменту прибытия «доктора Гриффина» в Нью-Йорк публика уже была подогрета. В номере отеля «путешественник» демонстрировал журналистам своё сокровище. Когда экспонат выставили в музее Барнума, посмотреть на мумию пришла огромная толпа. Демонстрация сопровождалась лекциями «Гриффина» о различных природных чудесах. «Известный учёный» показывал публике изображения необычных животных, таких как утконос. Если возможно сочетание птицы и млекопитающего в одном животном, то почему бы не существовать «человеко-рыбе»? Кроме того, известны многочисленные морские «аналоги» наземных животных: морские коньки, морские львы… Значит, реальны и «морские люди»! Логично, чёрт возьми.

Буклет Барнума о русалках.

Правда, многие зрители были разочарованы, т.к. маленькое уродливое существо в витрине совсем не походило на соблазнительных русалок из буклетов и афиш. Тем не менее, Барнум хорошо заработал на русалке и даже возил её на гастроли в Лондон. В 1859 г. русалка исчезла. Полагали, что она сгорела в пожаре, поскольку музей Барнума неоднократно горел.

Более века спустя, в 1969 году в музее Пибоди при Гарвардском университете всплыл похожий экспонат. Появилась информация, что фиджийская русалка не сгорела, а могла быть подарена музею Пибоди в конце XIX века. Правда, находка не вполне соответствует описанию оригинальной «русалки». Та, как пишут, была собрана из обезьяны и лосося. У найденного монстрика передняя часть состоит в основном из папье-маше, всё вместе соединяется проволокой и бамбуком, руки состоят из птичьих костей, обе челюсти рыбьи. Не исключено, что русалку Барнума неоднократно реставрировали, и этим объясняются отличия от описания. Проверить это, увы, уже невозможно…

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).