АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в стране пирамид. Некурортный Египет

Египет отлично знаком российским туристам по курортам Красного моря. Многие также знают другой Египет — страну древностей, мумий и пирамид. Но всё это — под присмотром гидов, когда экзотика проплывает за окном туристического автобуса, на осмотр достопримечательностей отводится полчаса, а заканчивается всё шопингом на «Парфюмерном заводе Рамзеса II».

Сейчас, когда в страну пирамид нет даже прямых рейсов, редакция АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ решила открыть для себя другой Египет. Мы сами составили маршрут и отправились в Каир «дикарями», решив лично взглянуть на «следы техногенных цивилизаций» с фотоаппаратом в руках. В отличие от «альтернативщиков», мы не называем свою поездку экспедицией. Скорее, это — нестандартный тур. Конечно, посмотреть удалось далеко не всё, поэтому мы обязательно вернёмся в Египет.

В сегодняшнем репортаже я расскажу о впечатлениях от поездки. Итак, Египет современный, без лоска.

Каир

Для европейца, впервые прибывшего в Каир, сильные впечатления начинаются уже в аэропорту: у входа нас атакуют таксисты (Uber здесь формально есть, но фактически не работает). Яростный торг, в ходе которого пожилой араб, раньше других напавший на нас, трясёт некой невнятной ксивой («Я правительственный водитель!»), гонится за нами и пытается отнять сумки с вещами. Наконец, сторговавшись с 350 до 200 фунтов, садимся в видавшую виды машину (ещё до выезда за территорию аэропорта цена возрастает на 20 фунтов: «Надо же заплатить за выезд!»).

Каир.

Второе сильное впечатление: Каир за окном. «Постапокалиптический мегаполис», по словам одной из участниц нашей поездки, или город-термитник, по моим собственным (кстати, здесь проживает то ли 15, то ли 20 миллионов человек).

Да, страшно, зато не надо платить налог!

Дома, которые проектировал слабовидящий архитектор, стоят хаотично, вплотную друг к другу и зачастую выглядят как совершенно нежилые: окна без стёкол, глухие закопчённые стены из некрашеного кирпича и торчащая арматура. Однако здесь живут — то ли у египтян нет денег на такие излишества, как внешний вид домов, то ли им просто плевать (а, главное, за недостроенный дом не нужно платить налоги!) А ещё — всюду валяется мусор. Мусор на улицах, мусор в каналах. В мусоре роются собаки, вороны, грязно-белые цапли. Отношение местных жителей к проблеме мусора выразилось в моём разговоре с водителем в предпоследний день путешествия. На вопрос, куда выбросить пластиковый стаканчик, тот посоветовал швырнуть его прямо себе под ноги, добавив: «Ты в Египте!»

«Ты в Египте!»

Надо сказать, что центр Каира выглядит вполне прилично, по-европейски. Но наш отель находился далеко от центра. Разительный контраст: территория гостиницы чистая, ухоженная. Но стоит сделать шаг за пределы отеля — и ты будто оказываешься в другом городе.

Центр Каира.

Отдельный аттракцион — местное движение: светофоров почти нигде нет, правил не соблюдает никто. На перекрёстке смешиваются потоки задевающих друг друга зеркалами сильно потрёпанных машин (среди которых встречаются старые лады), рикш, телег, запряжённых ослами. Водители непрерывно сигналят — по-моему, им это просто нравится.

Вечера в отеле знаменовались местными свадьбами с большим скоплением родственников, музыкой и танцами, а ночи — атакой полчищ египетских комаров, которых не брал российский фумигатор.

Ни в кафе, ни в такси я не слышал привычной европейцу музыки. По радио звучат только специфически-местные песни. В ресторане или салоне сотовой связи включён телевизор, по которому непрерывно транслируется заунывная проповедь. Строго по расписанию над Каиром доносится многоголосый хор мулл. Впрочем, араба, совершавшего намаз, я здесь увидел только один раз — полный мужчина делал это прямо на каменной глыбе рядом с пирамидой Менкаура.

Можно сфотографироваться с вашей дамой?

В Каире мы столкнулись с явлением, которое преследовало нас все дни поездки — с непреодолимым желанием юных (и не очень) местных жителей сфотографироваться с европейцем — а особенно с европейкой. Просьбы «плиз, фото» сначала забавляют, а потом начинают действовать на нервы. Дети-попрошайки («Мистер, гив ми доллар») и то не так назойливы. На одну из наших девушек «напали» даже в туалете Каирского музея. Характерная деталь: когда египтянин хочет сфотографироваться с «лэди» — он спрашивает не её, а сопровождающего мужчину. А также может ненароком спросить, за сколько верблюдов можно её купить. Специфический местный юмор!

Русских мы встретили в Каире только один раз — группу в Каирском музее. Местные жители ностальгируют по недалёкому прошлому. Пару раз мы выслушивали пламенную проповедь в исполнении особо общительных арабов, смысл которой примерно такой: «Мы любим русских! Здесь неопасно! Скажите всем там, в Москве, пусть приезжают к нам снова!»

Эти эмоциональные речи сопровождались словами о том, что ислам — мирная религия. На следующий день мы узнали о взрывах в Александрии.

Кстати, по поводу религиозной пропаганды. В нескольких посещаемых туристами местах мы видели стеллажи с вывеской Free Islamic Books. Книжки, в том числе на русском языке. Я полистал «Роль женщины в Исламе». Каждая глава брошюры доносит до читателей простую мысль: Тора, Талмуд и Библия — велят угнетать женщин. Это плохо. Другое дело — Коран!

В Каире мы посетили храмы трёх мировых религий — несколько коптских церквей, большую Мечеть Мухаммеда Али и синагогу в коптском квартале. Посещение синагоги сопровождалось забавным инцидентом. Уже на подходе к ней послышался истошный женский плач. Что бы это значило? Войдя внутрь, видим небольшую группу китайцев, завёрнутых в какие-то красные плащи. Стоят обнявшись, и женщины голосят. Сопровождавший нас гид сообщил: это китайские евреи, а что они делают — он не в курсе. Так они и орали всё время, пока мы находились внутри, пока одна «иудео-китайка» не дооралась до рвоты, что и исполнила в ближайшую урну.

АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ привёз XX2 век в Египет.

Асуан

Асуан — речной порт на правом берегу Нила, более чем в 800 км к югу от Каира. Выбирая между самолётом и поездом «Каир — Асуан», мы решили: поезд! Интересно ведь прокатиться по египетской железной дороге. Дорога занимает часов 12. Вечером прибываем на каирский вокзал и ждём поезд, который опоздал минут на 50 (на пути обратно была аналогичная ситуация — видимо, для египетской железной дороги это нормально). Мы ехали в спальном вагоне с двухместными купе «для богатых». В вагоне — только иностранцы. В каждом купе — умывальник. Полки находятся одна над другой, но чтобы откинуть их, нужен специальный ключ, который есть только у проводника. Двухразовое питание! Очень приличный ужин. Вежливый проводник, не расстающийся с сигаретой (здесь курят все и везде: полицейский, кассир в кассе, продавец в магазине, таксист). Минус — крайне грязные стёкла в поезде, местами ещё и заляпанные краской. Это не испортило впечатлений от пейзажа, но создало неудобство для фотографирования. Что ж, проводник открыл для желающих дверь в тамбуре — фотографируйте на здоровье.

Из окна поезда Каир — Асуан.

Асуан — как пишут, один из самых сухих населённых пунктов в мире (1,4 мм осадков в год!) Тем не менее, я наблюдал здесь какой-то прорыв канализации, в результате чего машины ехали по колёса в воде. Рядом Нил, так что проблем с водой нет.

Асуан — это юг Египта, здесь проживает много нубийцев (Нубия — территория, охватывающая юг Египта и север Судана). Антропологически это представители эфиопской расы: очень тёмная кожа, курчавые волосы, но — более европеоидные черты лица, чем у классических негров. В Асуане есть целый Нубийский музей, посвящённый богатой истории региона. Ведь в Египте даже были нубийские фараоны (XXV династия)!

В целом Асуан производит лучшее впечатление, чем Каир — здесь не так шумно и не так грязно. Мы поселились в отеле на берегу Нила. С балкона открывался величественный вид на реку, по который плыли «фелуки» — небольшие парусные суда. Состояние отеля показало, что туристический бизнес здесь находится в глубоком кризисе — после революции поток приезжающих резко упал, многие отели и рестораны обанкротились, другие балансируют на грани. Персонал разбежался. В отеле мы — чуть ли не единственные постояльцы. Мебель в номере разваливается, из стен торчат провода, дверь в туалет не закрывается, унитаз протекает, кондиционер не работает. Персонал по-английски изъясняется с трудом и не в состоянии выполнить простейшую просьбу. Впрочем, мы привыкли к спартанской обстановке. По крайней мере, моего настроения бытовые проблемы не испортили. Главное — Нил!

Вид на Нил из отеля в Асуане.

Вечером мы отправились гулять, но улицы вокруг отеля пустынны. В центре жизнь продолжается. Вдоль стены кафе выставлены старые стулья, на которых сидят местные и поголовно дымят кальянами (по запаху напоминающими «Беломор»). Гуляя по узким улочкам, мы прошли мимо нескольких местных детишек. Вдогонку нам прилетел камень. Возможно, они просто хотели обратить на себя наше внимание.

Базар в Асуане.

Если идёте по набережной, вас обязательно догонит извозчик и предложит прокатиться в «экипаже», запряжённом тощей лошадкой — при этом можно наблюдать, как извозчики вступают в конкуренцию с таксистами. Случай помог нам узнать истинную цену такси: просим водителя довезти нас до отеля, озвучиваем цену: «фифти паундс». Таксист, со слабой надеждой в голосе, переспрашивает: «мэйби, твенти?» (ему послышалось «фифтин»). 20 фунтов = 60 рублей.

Из местных достопримечательностей интересна коптская (христианская египетская) церковь, которая, на первый взгляд, выглядит как мечеть: два здоровенных минарета, увенчанные крестами. Коптские «попы» ходят в чалмах, и их можно было бы принять за мусульман, если бы не кресты на груди.

Коптская церковь в Асуане.

Мы решаем поесть в отеле и удивлённо разглядываем меню, которое выглядит примерно так:

Первое:

  • Курица
  • Говядина
  • Баранина

Десерты:

  • Маленький тарт (small tart)
  • Средний тарт
  • Большой тарт

Что ж, выбираю курицу и «маленький тарт». Курицу приносят на шести тарелках: закуски, суп, лепёшки… и, наконец, сам цыплёнок с гарниром. А затем официант, напевая «Happy birthday to you», выносит small tart — то есть круглый кремовый торт приличных размеров, целиком. Это и есть маленький торт?!

С такой организацией меню мы сталкивались и в других египетских кафе, где выбор невелик, а о размерах блюд типа «голубь» или «баранина» нужно спрашивать у официанта. Ещё одна черта — по нашим впечатлениям, в асуанских кафе готовят о-о-о-очень долго, а английское меню есть не везде.

Обелиск советско-египетской дружбы.

Символ современного Асуана — Асуанская плотина (спасибо СССР!) и грандиозный обелиск советско-египетской дружбы, установленный в 1975 году, скульптор — Эрнст Неизвестный. Вот он, настоящий современный мегалит! Разумеется, из бетона. Памятник, который видно за многие километры, представляет собой 75-метровый «цветок лотоса», с обзорной площадкой, на которую должен поднимать лифт. Увы, не поднимает, но сам памятник поддерживается в отличном состоянии, вокруг — небольшой бассейн и рукотворный оазис, и всё говорит о том, что дружба действительно была (некоторые из нас чуть не прослезились). Мы пролезли к памятнику через какую-то прореху в ограждении, а уже после выяснилось, что на самом деле тут есть настоящий КПП с солдатами. Но им, традиционно, пофиг.

Чем дальше от Каира — тем больше людей в традиционной одежде — мужчин в тюрбанах и балахонах, женщин, целиком закутанных в чёрное, с закрытым лицом. Популярное транспортное средство — осёл. Дома — приземистые мазанки без окон, снаружи выглядят не слишком приветливо. Но нам удалось убедиться, что такое впечатление ошибочно.

Плывя по Нилу, мы сделали остановку рядом с нубийской деревней, и один из «матросов» — к сожалению, не помню его имени — повёл нас в гости к родным, жившим в деревне, по банальной причине: всем понадобилось в туалет.

Нубийский дом снаружи.

Поверьте, нубийское жилище внутри мало отличается от обычного российского сельского дома (а наличием канализации — выгодно выделяется). Старенький телевизор, холодильник, «трюмо» с зеркалом, уставленное какими-то безделушками. На потолке крутится вентилятор. Главное отличие — суры на стенах и портрет египетского президента. Чуть позже наш спутник отвёл нас в свою комнату, где гордо показал настоящий алтарь Боба Марли. Полагаю, кумар там временами должен стоять нешуточный.

Нубийский дом внутри.
Алтарь Боба Марли.

Нил

Великая река, которая производит грустное впечатление из-за плавающего мусора в Каире, в Асуане предстаёт совсем в ином обличье. В одну из поездок мы 7 часов плыли по Нилу на моторном катере, направляясь к каменоломням Гебель Эль Силсила — и могли насладиться видом Нила. Он воистину красив, вода прозрачная, а природа по берегам разнообразна — скалы и песок сменяются лугами, а следом — пальмы. И на каждом шагу древности. Проплываешь мимо скалы, и вдруг видишь надпись египетскими иероглифами.

Вот по Нилу навстречу нам скользит парусная лодка. Подплывает ближе — и мы видим, что она нагружена кусками камня. Как и 4 тысячи лет назад, по Нилу везут стройматериалы из каменоломен. Следом иная эпоха — мимо движется огромный круизный теплоход. Этих громадин, идущих по реке, мы видели десятки. Такое впечатление, что они плывут пустые. Кризис!

Теплоход на Ниле. Как будто почти пустой.

По Нилу везут камни.

Во время одной из остановок мы искупались в Ниле — несмотря на жару, вода в нем оказалась крайне холодной.

После многочасового плавания по Нилу решаем, что обратный путь проделаем на машине вдоль реки — так быстрее в 7 раз. И здесь у нас появляется возможность увидеть, насколько жизнь когда-то должна была зависеть от реки. Слева от шоссе — там, где Нил — тянется узкая полоса зелени. А справа начинается бесплодная пустыня. Несколько раз за окном проплывает жуткая картина: целое стадо коров лежит ногами кверху. Что случилось? Эпизоотия? Почему их так бросили, не убрав? До нас доносится тошнотворный запах. Невдалеке стоят дома, ходят люди. Неужели всем плевать? Местный менталитет понять сложно.

Продолжение следует…

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).