Пингвинопитек посетил Баальбек. Александр Соколов о поездке в Ливан

Редакция портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ только что вернулась из поездки в Ливан, где вела съёмку известных памятников древности и даже проводила онлайн-трансляции для подписчиков ВК (совместно с Лабораторией Научных Видео). Как припарковаться в Бейруте и не замёрзнуть в Баальбеке? Откуда тащили каменные блоки для храма Юпитера и как их стыковали между собой? Куда топать по мокрому снегу в солнечном Ливане? Почему одни мегалиты показывают туристам, а вокруг других устроили свалку?

Редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ отвечает на вопросы корреспондента XX2 века:

XX2 ВЕК. Александр, когда вы только собирались в Ливан, вам говорили, что там довольно опасно?

Александр Соколов. Говорили. Но по нашим ощущениям, в Ливане не более опасно, чем в любой другой незнакомой стране. Да, на улицах видишь вооружённых военных, на перекрёстках нередко стоят БТР.

Вооружённый солдат в Баальбеке.

Но то же самое видели мы в Египте, и там контроль перемещения по стране гораздо более жёсткий. В Ливане у нас ни разу не проверили документы.

Бронетехника в Триполи.

Пару раз просили не фотографировать, когда мы наводили камеры на что-нибудь военное. Местные жители, как правило, очень доброжелательные. Один раз мы видели потасовку двух мотоциклистов. Один раз наткнулись на какую-то демонстрацию: стоят люди с флагами, сложили на шоссе покрышки и подожгли.

Демонстрация недалеко от Бейрута. Горит дорога.

В Баальбеке на каждом столбе висит агитация Хезболлы. Но нас ни разу никто не пытался даже пальцем тронуть. В Египте порой было слегка стрёмновато. Помню, в египетском Асуане в нашу сторону прилетел камень от местных ребятишек. В Ливане мы гуляли в разных городах, в не особо туристических местах. Никаких проблем, никаких косых взглядов.

Георгий Соколов в Бейруте у Голубиных скал.

XX2 ВЕК. Насколько знаю, вам вообще много наговорили про Ливан до вашей поездки. Что из этого подтвердилось?

А. С. Да, нам давали советы, в том числе знающие люди, даже живущие в Ливане. От них мы узнали, что:
— без официального разрешения могут быть проблемы со съёмкой объектов,
— мобильный интернет совсем плохой, онлайн-трансляцию вести не удастся, «забудьте про это».
— в Баальбеке негде ночевать! Нет приличных отелей,
— в любом случае 2 дня в Баальбеке делать нечего!
— это же горы, ночью там страшный холод, и нет отопления. 4 одеяла не спасут! Не ночуйте там!
— в Баальбеке опасно, не ездите туда одни! Это горы, там «разборки местных группировок» (терпеливо объяснял нам один знаток уже в Бейруте, в салоне сотовой связи).

Александр и Георгий Соколовы в Бейруте у Голубиных Скал.

В итоге разрешения на съёмку у нас не спрашивали ни разу (единственное место, где нельзя было снимать — это пещера Джейта, но там снимать нельзя никому, и на входе все должны сдать технику, включая телефоны). В крепости в Триполи смотрители вежливо поинтересовались, не журналисты ли мы. Нет? Ну, тогда всё в порядке, извините за беспокойство. Всё, что хотели, мы отсняли совершенно спокойно.

На улице Триполи.

Вайфай в отелях действительно скверный, а мобильный интернет дороговат, но вполне сносного качества. И трансляцию нам удалось провести везде, где мы это планировали (спасибо Лаборатории Научных Видео!).

Александр Соколов и Виталий Краусс (Лаборатория научных видео) ведут трансляцию из Баальбека.

Отель в Баальбеке совсем неплох. С хорошим видом с балкона. Правда, утром его наводнили шумные гаремы каких-то паломников, но разве нас этим напугаешь?

1-й день у нас ушёл на осмотр храмового комплекса, 2-й — на каменоломни, и снова на храмы (чтобы всё отснять как следует).
В Баальбеке было прохладно, и временами шёл дождь, но никто не простудился, не заболел, хватило самого обычного отельного одеяла и кондиционера, включённого на обогрев.
И никакие «местные группировки» нам не встретились. Встретились туристы и вполне обычные ливанцы.

XX2 ВЕК. Так что, никаких полезных советов вам не дали?

А. С. Ну почему. То, что пишут про бейрутские пробки, проблемы с парковкой и «ливанский» стиль вождения (поворотники не включать, постоянно сигналить и т.п.) — правда. Парковка в Бейруте это вообще искусство. На парковке есть специальный человек — парковщик, которому ты отдаёшь ключи от машины, а он её втискивает в какой-нибудь угол, чтоб занять минимум площади.

XX2 ВЕК. Вы ведь перед этим посещали Израиль. Говорят, что после этого в Ливан не пускают…

А. С. Да, и тут один простой лайфхак, которому меня научили. При въезде в Израиль попросить у пограничника не ставить печать в паспорт. И он не ставит, штампует только бумажку-вкладыш, которую у меня потом забрали при выезде. И с таким «девственным» паспортом я спокойно въехал в Ливан.

XX2 ВЕК. А теперь немного о научно-популярной стороне вашего путешествия. На второй день поездки вы отправились в Баальбек. Какое впечатление произвёл на вас этот древний город?

А. С. Кое-что я уже начал рассказывать. Это небольшой и уютный городок в горах, действительно очень древний. Даже в водоёме с лебедями, расположенном напротив нашего отеля, виднелись развалины какого-то древнего храма.

Я хорошо знал, что в Баальбеке находится огромный храмовый комплекс римской эпохи, много раз видел его на фотографиях, но всё равно впечатление очень сильное. Хотя храм Юпитера стоит в реставрационных лесах, поэтому во всей красе шесть его огромных колонн не удалось увидеть.

Храм Бахуса в Баальбеке.

Когда по лестнице поднимаешься на эту террасу, то видишь, что там всего много и что всё очень большое. Лучше всего сохранился храм Бахуса, он поменьше чем «Юпитер», но тоже огромен и величественен. А если представить, каким он был когда-то, во всём великолепии, с колоннами и статуями, раскрашенный, покрытый бронзой и золотом (как пишут)… Вот это было зрелище! Конечно, многое было разрушено или перестроено с тех пор. На Баальбеке отразился переход к христианству, здесь была построена базилика, потом пришли мусульмане, потом крестоносцы, которые сделали из храмового комплекса крепость, потом опять мусульмане. Ещё в древности Баальбек сотрясали землетрясения. Вероятно, храмы избежали полного разрушения благодаря опорной стене, препятствующей оседанию холма, на котором всё расположено. Огромные блоки, из которых состоит стена — предмет внимания любителей «альтернативной истории», ведь древним людям было не под силу ворочать такое! Храмы явно построили на посадочной площадке космических кораблей. Особенно впечатляет «трилитон» — три блока по 800 тонн каждый.

Трилитон в Баальбеке — три огромных известняковых блока в подпорной стене.
«Южный камень» — незаконченный каменный блок в древних каменоломнях Баальбека. Слева ниже — второй каменный блок, самый крупный (найден в результате раскопок 2014).

Однако в каменоломне, находящейся в 900 метрах от храмов, лежит 3 недовырубленных блока, со следами от обычных кирок. Эти камни ещё крупней. Самый большой, найденный в результате раскопок 2014 года, весит около 1600 тонн. Археолог Жан-Пьер Адам (Jean-Pierre Adam) полагает, что буксировка блоков к месту установки осуществлялась с помощью лебёдок на деревянных катках под небольшим уклоном. Для транспортировки 800-тонного блока, по его расчётам, достаточно было силы 144 человек. Незаконченные блоки тоже предназначались для подпорной стены, но, вероятно, римляне переоценили свои силы.

Следы кирок на «Южном камне» в Баальбеке.

Да, надо подчеркнуть, что блоки из известняка. Это не гранит, и колется этот камень довольно легко. Я сам проверил прямо там: взял один кусок известняка и стукнул по другому. Только осколки полетели. Так что с помощью железных кирок работа должна была идти быстро. Между блоками траншея 50-70 см, туда вполне помещается человек.

Каменоломни эти использовались длительное время, там и погребения есть, а рядом расположено уже современное кладбище, даже с какими-то русскими могилами.

Кстати, об отношении местного населения к этой части памятника. Два блока — «Камень беременной женщины» (или «Южный камень») и найденный рядом с ним второй мегалит — превращены в туристический объект, расчищены, обнесены оградкой, рядом продают сувениры, сюда подъезжают автобусы с туристами. Нас познакомили с пожилым ливанцем, который ещё в 90-е годы, когда в стране было не до туризма, ухаживал за этим местом, убирал мусор и занимается этим до сих пор. Молодчина!

Но в 5 минутах ходьбы, с другой стороны от дороги, находится 3-й камень, весом 1200 тонн, и территория вокруг него это самая настоящая свалка. Автомобильные покрышки, бутылки, даже стреляные гильзы валяются. Вокруг жилые дома, и жители вываливают в древний карьер мусор. Хочу надеяться, что этот вандализм рано или поздно закончится.

Третий мегалит в каменоломнях Баальбека. Вокруг — свалка.

XX2 ВЕК. Увидели ли вы что-то совершенно непонятное?

А. С. Во многих блоках в Баальбеке есть прямоугольные отверстия, в некоторых блоках их несколько, иногда расположены в ряд.

Отверстие в одном из мегалитов Баальбека.

Жан-Пьер Адам предположил, что в эти отверстия вставлялись стальные захваты механических подъёмных устройств, использовавшихся римлянами. Но такие же отверстия есть в недоделанных блоках каменоломни, и даже в её стенках. Создатель форума «Что могли древние» Олег Кругляков полагает, что отверстия делали под укладку подмостей для каменщиков и штукатуров. Нормальная практика, продлившаяся практически до средневековья. А археолог Жанин Абдул Массих (Jeanine Abdul Massih), которая вела раскопки в Баальбеке в 2014 году, склонна считать, что эти отверстия служили для фиксации тросов, удерживавших мегалиты во время подготовки, а затем служивших для транспортировки.

Такие же отверстия видны в блоках храмового комплекса.

Интересней всего, мне кажется, не вопрос транспортировки блоков, а их стыковка. Блоки, в том числе самые крупные, хорошо подогнаны друг к другу, стык качественный.

Стык между блоками трилитона.

Вот что думает уже упоминавшийся мной Олег Кругляков: «Что касается восходящих швов, там, вероятно, использовалось стыковочное пропиливание (шлифовка пропиливанием). Лицами составляются грубо обработанные дроблением поверхности, и такой стык пропиливается сверху донизу. Пила идёт вниз очень легко: ей не надо пилить камень, она просто проскальзывает в щель, срезая зубчиками только неровности стенок. Получается тонкая щель с хорошими плоскими стенками. После такого пропиливания блоки сдвигаются до замыкания стыка. Возможно, это делали несколько раз, по необходимости: пропилили — сдвинули. Надо — пропилили ещё. Ещё сдвинули. Таким образом, вероятно, состыкованы блоки облицовки пирамид и блоки базальтовых полов в Египте. Есть фотографии из Египта, где видны следы на подложке, оставленные шлифовочным пропиливанием швов между стоящими сверху состыкованными блоками».

Правда, для такой операции нужна большая пила, всё же ширина торца блока 3,6 м. Экспериментатор Николай Васютин полагает, что строителям необязательно добиваться смыкания поверхностей по всей площади. Если сделать небольшие выступы по периметру блоков, то можно обойтись короткими «опилками». 

XX2 ВЕК. Вы из каменоломен тоже вели трансляцию?

А. С. Да, причём когда от третьего монолита вернулись к первым двум, застали там русскую девушку — гида. Оказывается, она живёт в Баальбеке, смотрела нашу трансляцию из дома и специально туда пришла. Вот так! Рассказала нам интересные подробности и поблагодарила за то, что мы перевели на русский статью Жан-Пьера Адама про строительство Баальбека.

XX2 ВЕК. Какие ещё интересные с точки зрения истории места вы посетили в Ливане?

А. С. Начиная с самого Бейрута — в его центре раскопаны римские бани.

Руины римских бань в Бейруте.

Кстати, в этом месте отражён мультикультурный винегрет Ливана: рядом с руинами бань стоят мечеть, маронитский собор, католический собор, греческая православная церковь.

Современный Бейрут.

Ещё в Бейруте очень интересный национальный музей и Археологический музей Американского университета. Там много древних экспонатов, отражающих богатую историю Ливана — статуи, саркофаги, мозаика, керамика, монеты.

Современный Бейрут.

А я «залип» на египетские каменные вазы — ведь Ольга Вдовина для нас проводила эксперимент по изготовлению такой.

Каменная ваза в Национальном музее Ливана в Бейруте.

В археологическом музее (кстати, вход бесплатный) есть несколько расколотых ваз, что позволяет увидеть форму внутренней полости. Например, алебастровой высокой вазы, расколовшейся вдоль. Конечно, ни о каких «2 мм толщины» и о «идеальной форме» (как пишут некоторые немоглики) речи там не идёт, но сделано всё равно очень круто.

Расколотая алебастровая ваза в Музее археологии Американского университета в Бейруте.

После Баальбека мы отправились в древний город Библос — когда-то через этот порт из Египта экспортировался папирус, а в Египет везли ценнейший товар — ливанские кедры.

Люди жили на этой земле начиная с каменного века, и от всех эпох остались следы.

Крепость крестоносцев в Библосе.

Здесь крепость крестоносцев XII века соседствует с царским некрополем из нескольких шахтных гробниц возрастом 3900 лет, тут же — амфитеатр и сохранившийся кусок улицы с колоннами римской эпохи. Всё это на относительно небольшой территории, и сейчас там продолжаются раскопки — мы видели группу археологов за работой.

Раскопки в Библосе.
Вид с крепости на археологическую зону в Библосе.

Затем мы поехали в Триполи (город в Ливане, не путайте со столицей Ливии!), там тоже есть большая крепость крестоносцев, а в ней музей. Вход свободный!

Крепость крестоносцев в Триполи.

Внимания стоит и сам город, он совсем не похож на Бейрут. Вообще, все города, которые мы посетили, очень разные. Бейрут — практически европейский, шумный, с небоскрёбами из стекла и бетона. Триполи совсем другой, более восточный, там, конечно, чувствуется бедность, неблагоустроенность, зато столько колорита.

Современный Триполи.

Наконец наш маршрут привёл нас в ещё один древний город — Тир (или Сур), бывший крупным торговым центром ещё во время Финикии.

Руины римской арены в Тире.

Здесь осталось много руин римской эпохи, включая триумфальную арку, остатки жилищ и улицы с колоннами, некрополь (в некоторых вскрытых склепах даже можно увидеть кости) и, наконец, огромный ипподром, где сохранилась часть трибун и большой гранитный обелиск.

Римские колонны в Тире.
Триумфальная арка в Тире.
Римский некрополь в Тире.
Руины ипподрома в Тире.
Георгий Соколов на улице Тира. На заднем плане — военные джипы ООН.

Из прочих достопримечательностей — осмотрели скальную гробницу римского периода в местечке Qab Eliаs (Qabb Ilyas), упоминавшуюся пещеру Джейта (там самый большой сталактит в мире, больше 8 м) и 250-метровый водопад Баатара (к которому пришлось чапать в кроссовках по мокрому снегу. Кто ж знал, что в горах зима).

Скальная гробница в Qab Elies.

Поехали ещё смотреть рощу ливанских кедров, забрались в горы, где упёрлись в снежный завал. Пришлось ехать назад.

Путь к водопаду Баатара лежит по мокрому снегу.

Везде, где была возможность — делали онлайн-трансляции в ВК.

Водопад Баатара высотой 250 м.

XX2 ВЕК. Какими вам показались местные жители? Есть разница с Египтом?

А. С. Вот это любопытный момент. Вроде бы, в Ливане, как и в Египте, живут арабы, но отношение заметно отличается. В Египте каждый стремится заработать на тебе, постоянное вымогательство и предложение платных услуг со всех сторон. В Ливане такого нет! Нам много раз помогали совершенно бескорыстно. Например, мы в Тире искали вход на территорию римских руин. Навстречу ехал парень на мотоцикле, специально развернулся и поехал медленно впереди нас, указывая дорогу. Довёл нас до места и тут же молча уехал. Другой случай: в магазине игрушек пожилой продавец предложил нам сфотографироваться на фоне его витрины, а после этого ничего не заставил покупать! Ему просто хотелось нас сфотографировать.

В Ливане во многих местах — так мне показалось — царит атмосфера лёгкого раздолбайства. В Баальбеке мы пришли купить билеты в храмовый комплекс, а нам говорят: не надо платить, проходите так! Оказывается, у них кончились билеты. Не напечатали. В Тире покупаем билеты в кассе, идём на вход, а там контролёр смотрит наши билеты и говорит: «Вы переплатили, кассир вас надул, идите, просите сдачу». Но сам идти отказался. Мы вернулись к кассе, показали кассиру билеты, мол, давай change. Он молча выдал.

В Qab Elies мы хотели посмотреть местный парк, но упёрлись в ворота, закрытые на цепь. Стоим и смотрим на непонятные надписи на арабском. Тут подъезжает машина, выглядывает дядя, спрашивает, чего мы хотим. Ах, попасть внутрь? Весело смотрит на нас, лениво выходит из машины и… скидывает цепь с ворот. Оказывается, она просто накинута на крючок, снимай и заходи кто хочет.

Даже военные производили сходное впечатление. Много блокпостов. Но в Египте на каждом блокпосту машину остановят, поинтересуются, кто едет. А здесь ты проезжаешь, а служивый втыкает в смартфон и не обращает на тебя никакого внимания.

Особенность, связанная уже не с менталитетом, а с историей — Ливан ведь был под французским мандатом до 1943 г. — здесь многие не говорят по-английски, но знают французский язык, в некоторых кафе меню на французском. Нам очень помогло, что моя жена Катя владеет этим языком.

XX2 ВЕК. Интересно ещё вот что: Ливан это религиозная страна, или скорее светское государство?

А. С. По крайней мере, внешне Ливан выглядит заметно более светским, чем тот же Египет. В Бейруте очень много женщин безо всяких хиджабов, одетых по-европейски и порой довольно смело. В Ливане очень много христиан (40%), относительно недавно страну сотрясала гражданская война между христианами и мусульманами, но сейчас внешне всё очень мирно, и, вероятно, эта многоконфессиональность способствует терпимости. Конечно, повсюду мечети и христианские храмы, у очень многих домов или висит крест, или стоит фигурка богоматери / Иисуса, или всё это вместе. Очень интересный подход в Ливане к «конфессиональности» власти: президент обязательно христианин, премьер-министр — мусульманин-суннит, спикер парламента — шиит, в правительстве христиане напополам с мусульманами.

Статуя Иисуса в Библосе. Такие изваяния здесь — не редкость.

Но не всё так радужно. Как я сказал, в Баальбеке мы видели много агитации за «Хезболлу», даже футболки продаются с символикой. У этих людей своя фракция в парламенте. Но это же исламские фундаменталисты. Не хотелось бы, чтобы Ливан превратился в исламскую страну по типу Ирана.

XX2 ВЕК. Атеистов не встречали?

А. С. В Тире мы зашли в колоритное «хиппанское» кафе: матрасики на полу, на стенах картины, цветы, вегетарианское меню. Хозяин кафе представился Хасаном. На вопрос, какой он веры, Хасан ответил, что не мусульманин, не христианин, а уважает все религии и всех людей — «даже израильтян»! (При том, что он, по его словам, сын палестинца). Он не сказал, что атеист, но по крайней мере это некий вольнодумец, что уже хорошо.

XX2 ВЕК. Что не удалось?

А. С. Уже после поездки подумал, что надо было бы прихватить кусок известняка из карьера в Баальбеке — вот пишут, что плотность известняка бывает очень разной, а от этого зависит вес мегалитов. Был бы образец, можно было бы посчитать самому. Есть повод вернуться.

Руслан Пахомов :