Коронавирус изменяется (потому что может). Вариант B.1.1.7 распространяется в Великобритании, и он заразнее прочих. Или нет — возможно, мы имеем дело с последствиями неосторожного предпраздничного шопинга.
Представители органов здравоохранения и чиновники Великобритании (а вслед за ними и всего остального мира) крайне обеспокоены появлением в стране новой, вероятно более обычного заразной, разновидности SARS-CoV-2. Штамм B.1.1.7 быстро стал основным на юго-востоке страны. Вводятся новые ограничения на передвижение, правила поведения в общественных местах ужесточаются.
Не похоже, что штамм заметно опаснее других вариантов SARS-CoV-2. Доказательств, что он более патогенен — создаёт больше проблем, увеличивает заболеваемость и смертность — нет. Но скорость его распространения растёт, и это вызывает опасения. Аналогичная история происходит в Южной Африке — там доминирующей версией коронавируса стал штамм 501.V2.
Попробуем разобраться, что происходит.
«Я потратила много времени в этом году, напоминая людям, что мутации — это нормально», — новостной сайт vox.com цитирует слова молекулярного эпидемиолога Эммы Ходкрофт (Emma Hodcroft), работающей над проектом Nextstrain. В течение всей пандемии учёные со всего мира отсылают в Nextstrain последовательности генома вируса, а Ходкрофт и её коллеги внимательно отслеживают его генетические изменения.
«Теперь я понимаю, что пою немного другую песню», — продолжает Ходкрофт. Есть некоторые доказательства того, что новый штамм выделяется из прочих, и следует усилить бдительность. «Вероятно, нам следует принять некоторые меры предосторожности, пока мы пытаемся узнать больше», — добавляет исследовательница.
COVID-19 стремительно распространяется по миру и в старой версии. Ещё предстоит выяснить, как новые варианты коронавируса повлияют на развитие пандемии. Неясно многое, даже то, насколько далеко распространился «британский вариант».
Хорошая новость заключается в том, что мы уже знаем, как реагировать на него: точно так же, как реагируем на пандемию в целом. Зараза по-прежнему передаётся главным образом через насыщенный вирусами воздух. Ношение масок, «социальное дистанцирование» и проветривание помещений важны как никогда.
Почему же есть основания полагать, что штамм B.1.1.7 более обычного заразен? Есть четыре «улики», каждая из которых сама по себе не может быть доказательством.
Во-первых, в тех районах Великобритании, где распространяется штамм B.1.1.7, на него приходится большая доля новых случаев заболевания. «Это означает, что этот новый вариант распространяется лучше, чем другие варианты, циркулирующие в том же регионе», — говорит Ходкрофт.
Во-вторых, всё происходящее нельзя связать с ярко выраженными изменениями в поведении людей. «У нас нет убедительных доказательств того, что все на юго-востоке только что сорвали свои маски и, знаете ли, полностью игнорируют ограничения», — заявляет Ходкрофт. Это, вероятно, самая слабая из улик — сейчас канун Рождества, время, когда люди традиционно покупают подарки и навещают родственников.
В-третьих, появились первые сообщения о том, как новый вариант коронавируса проявляется в болезни. «У пациентов с этим вариантом может быть несколько более высокая вирусная нагрузка», — говорит Ходкрофт, предполагая, что такой вирус легче размножается в организме. Специалисты, сообщающие об этом, особо оговаривают, что данные не полны — так что это не точно и нужно больше исследований.
В-четвёртых, генетическая схожесть британского и южноафриканского вариантов. В обоих случаях изменения сопровождаются ростом числа заболевших, что позволяет предположить, что вирус стал более заразным именно благодаря удачным для вируса изменениям в генетическом коде.
Хотя доказательств тому, что вирус стал более опасен для заразившихся, нет, увеличение его заразности — достаточно плохая новость. «В целом, чем больше людей заражается, тем выше число госпитализаций и смертей», — напоминает Ходкрофт и призывает к большей осторожности.