Результат исследования говорит, что пожилые люди, получившие слуховой аппарат при недавно установленной потере слуха имеют меньший риск, что им будет диагностирована деменция, депрессия или тревожное расстройство в течение следующих трёх лет. Также для них ниже вероятность получить травмы, связанные с падением, чем для тех, кто не пытается скорректировать потерю слуха.
Однако работа показывает, что только 12 % людей, которым врачом диагностирована потеря слуха, действительно начинают пользоваться слуховыми аппаратами, даже если их покупку покрывает страховка. Также выявлено, что слуховыми аппаратами могут не пользоваться люди определённых расового, этнического происхождения, находящиеся в разных географических локациях, разного гендера.
Выводы, сделанные командой Мичиганского университета (University of Michigan) на основе данных о почти 115 000 американцев старше 66 лет, потерявших слух и застрахованных по программе Medicare HMO в период с 2008 по 2016 год, опубликованы в Journal of the American Geriatrics Society.
В отличие от традиционной программы Medicare, Medicare HMO покрывает часть расходов на слуховые аппараты для участников, у которых диагностирована потеря слуха.
Эльхам Махмуди (Elham Mahmoudi), доктор медицинской экономики, руководившая исследованием, говорит, что эта работа подтверждает результаты других научных изысканий, но новые данные также показывают различия, возникающие с течением времени.
«Мы уже знаем, что потере слуха сопутствуют другие заболевания, но наше исследование позволило увидеть последствия внедрения слухового аппарата в жизнь пациента, — говорит она. — Хотя нельзя сказать, что слуховые аппараты предотвращают эти заболевания, но они могут отложить наступление депрессии, тревожность, а также риск падений».
Махмуди и её коллеги из Мичиганского университета изучили анонимные страховые данные в рамках исследования и, в частности, данные по каждому человеку с потерей слуха за год до постановки диагноза и три года спустя, поэтому смогли отследить недавно диагностированную деменцию, депрессию, тревожность и травмы от падений.
Они намерены продолжать изучение дополнительных данных, поступающих от этой группы населения, чтобы выяснить, сохраняются ли эти показатели здоровья и после трёх лет.
Исследование показало, что мужчины с потерей слуха чаще использовали слуховой аппарат — 13,3 %, по сравнению с 11,3 % женщин.
Исследователи проследили за здоровьем пациентов, использующих слуховой аппарат и получавших медицинскую помощь в связи с ухудшением слуха, в течение трёх лет. Между ними, и теми, кто не использовал слуховой аппарат, наблюдалась существенная разница.
В целом, риск, что пациенту будет диагностирована деменция, включая болезнь Альцгеймера, в течение трёх лет после постановки диагноза «Потеря слуха», был на 18 % ниже у пользователей слухового аппарата. А риск получить травмы, связанные с падением, на 13 % ниже.
Исследование также подтверждает результаты предыдущих исследований, согласно которым люди с потерей слуха имели гораздо более высокий уровень деменции, депрессии и травм, связанных с падением, чем в среднем среди населения.
Причины этого сложны и могут включать в себя: потерю социальных взаимодействий, потерю независимости, потерю равновесия и снижение стимуляции мозга. Некоторые исследователи считают, что потеря нервных импульсов, идущих от уха к мозгу и потеря когнитивных способностей, ведущая к деменции, могут быть частью одного процесса старения.
Как отмечает Махмуди, в исследование были включены только лица, обратившиеся в страховые компании за компенсацией стоимости слухового аппарата.
На Украине с аналогичной целью необходимо прийти в местный Департамент труда и социальной политики со справкой от врача-сурдолога.
В Беларуси — после оформления инвалидности — обратиться в местное Управление социальной защиты.